Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55439-2013 Внутренний водный транспорт. Перегрузочные комплексы и пассажирские терминалы речных портов. Перегрузочные машины и оборудование. Требования безопасности (Переиздание)

     5.7 Тормоза и стопорные устройства

5.7.1 Механизмы подъема груза, поворота, изменения вылета стрелы, передвижения кранов и тележек с электрическим приводом должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися и замыкающимися при включении и отключении привода соответственно. В обоснованных случаях требование может не распространяться на механизмы с гидравлическим приводом. Механизм подъема с ручным приводом должен быть снабжен автоматически действующим грузоупорным тормозом.

5.7.2 Для механизмов подъема груза и изменения вылета стрелы с управляемыми муфтами включения механизмов должны применяться управляемые тормоза нормально замкнутого типа, сблокированные с муфтами включения в целях предотвращения произвольного опускания груза или стрелы.

Не допускается применение для этих механизмов управляемых тормозов открытого типа и постоянно замкнутых (неуправляемых) тормозов.

5.7.3 У механизмов подъема груза и изменения вылета стрелы в качестве тормозного шкива должна использоваться полумуфта соединения двигателя с редуктором, расположенная на валу редуктора.

У механизмов с управляемыми муфтами включения тормозной шкив должен быть установлен непосредственно на барабане или на валу, имеющем неразмыкаемую кинематическую связь с барабаном.

5.7.4 У грейферных двухбарабанных лебедок с раздельным электрическим приводом тормоз должен быть установлен на каждом приводе и обеспечивать запас торможения в зависимости от режима работы в пределах 1,5-2,0.

5.7.5 Для снижения динамических нагрузок на механизме подъема стрелы допускается установка двух тормозов с коэффициентом запаса торможения у одного из них не менее 1,1, у другого - не менее 1,25, при этом наложение тормозов должно проводиться последовательно и автоматически. В случае с двумя одновременно включаемыми приводами на каждом приводе должно быть установлено не менее одного тормоза с запасом торможения 1,25. В случае применения двух тормозов на каждом приводе и при наличии у механизма двух и более приводов коэффициент запаса торможения каждого тормоза должен быть не менее 1,1. У кранов с гидроприводом вторым тормозом может считаться обратный клапан.

5.7.6 На механизмах поворота кранов допускается установка управляемых тормозов нормально открытого типа с устройством для фиксации его в замкнутом состоянии и блокировкой с приводным двигателем.

5.7.7 Для механизмов поворота и передвижения, оборудованных автоматическим тормозом, допускаются исполнения, обеспечивающие плавное торможение до включения тормоза, однако в таких случаях должна быть предусмотрена возможность экстренного наложения тормоза.

5.7.8 Механизмы поворота и изменения вылета кранов должны быть оборудованы сблокированным с приводом стопорным устройством.

5.7.9 Тормоза механизмов передвижения и поворота кранов, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать остановку тележки и поворотной части соответственно на заданном пути торможения при движении вниз по уклону и попутном ветре рабочего состояния.

5.7.10 Все тормозные устройства в любых нормальных эксплуатационных условиях должны обеспечивать плавность остановки механизмов.

5.7.11 Тормоза механизмов подъема, изменения вылета и передвижения должны автоматически замыкаться при срабатывании соответствующих концевых выключателей электрической защиты или при перерыве в подаче электроэнергии.

5.7.12 Противоугонные устройства с электрическим приводом должны быть сблокированы с приводом механизма передвижения для исключения пуска привода при закрепленном на рельсовых путях кране, а также должны быть оборудованы приспособлением для приведения их в действие вручную. У механизмов кранов червячная передача не может служить заменой тормоза.

5.7.13 Груз, замыкающий тормоз, должен быть укреплен на рычаге так, чтобы исключалась возможность его падения или произвольного смещения. В случае применения пружин замыкание тормоза должно проводиться усилием сжатой пружины.

5.7.14 Колодочные, ленточные и дисковые тормоза сухого трения должны быть защищены от прямого попадания влаги или масла на тормозной шкив, ленту, диск.

5.7.15 Устройства удержания груза должны соответствовать требованиям нормативных документов [2], [3].