4.1 Машина и (или) оборудование являются потенциальными источниками опасности как при безотказном выполнении ими функций по назначению, так и в случае критического отказа.
4.2 Опасность нанесения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, жизни и здоровью животных, имуществу физических и юридических лиц, исходящая от машины и (или) оборудования при безотказном выполнении функций по назначению, включает:
- нанесение вреда в результате воздействия на них со стороны машины или оборудования (термическая, химическая, радиационная, электрическая, механическая опасности, шум, вибрация);
- нанесение вреда при срабатывании со сбросом рабочей среды непосредственно в атмосферу (термическая, химическая, радиационная, экологическая, механическая опасности);
- нанесение вреда при нарушении техники безопасности в процессе эксплуатации машин и (или) оборудования;
- нанесение вреда другими опасными факторами, если они присущи машине и (или) оборудованию.
4.3 Опасность нанесения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, жизни и здоровью животных, имуществу физических и юридических лиц, исходящая от машины и (или) оборудования при критическом отказе может заключаться в нанесении вреда:
- при разрушении;
- при потере герметичности;
- из-за невыполнения машиной и (или) оборудованием функций по назначению, приведшее к разрушению системы, в составе которой функционирует машина и (или) оборудование, и др.
4.4 На этапе проектирования машины и (или) оборудования, предназначенных для применения физическими лицами (бытовая техника), и (или) когда тяжесть последствий наступления опасного события известна, разработчик в целях оценки риска и обеспечения допустимого риска:
а) идентифицирует возможные опасности: излучения, взрывоопасность, механическую опасность, пожароопасность, термическую опасность, электрическую опасность, ядерную, радиационную и другие опасности, связанные с машиной и (или) оборудованием;
б) для идентифицированных опасностей оценивает риск расчетным, экспериментальным, экспертным путем или по данным об эксплуатации аналогичных машин и (или) оборудования;
в) определяет и устанавливает допустимый риск для машины и (или) оборудования.
4.5 На этапе проектирования машины и (или) оборудования, предназначенных для применения юридическими и физическими лицами в составе технологической системы (процесса), когда тяжесть последствий опасного события зависит от комплекса организационных и технических мероприятий, устанавливаемых проектантом системы или заказчиком, и разработчику машины и (или) оборудования неизвестна, разработчик в целях последующей оценки риска и обеспечения допустимого риска проектантом системы или заказчиком:
а) идентифицирует возможные опасности: излучения, взрывоопасность, механическую опасность, пожароопасность, термическую опасность, электрическую опасность, ядерную, радиационную и другие опасности, связанные с машиной и (или) оборудованием;
б) для идентифицированных опасностей оценивает вероятность наступления опасного события, связанного с возможными критическими отказами машины и (или) оборудования и (или) с критическими воздействиями, расчетным, экспериментальным, экспертным путем или по данным об эксплуатации аналогичных машин и (или) оборудования.
4.6 Оценку риска или вероятности наступления опасного события выполняют на этапе проектирования для всех этапов жизненного цикла машины и (или) оборудования.
Для целей настоящего стандарта в качестве основных этапов жизненного цикла машин и оборудования рассматриваются проектирование, изготовление, эксплуатация (применение по назначению), утилизация.
В случае если оцененный риск или вероятность наступления опасного события выше допустимого, для их уменьшения изменяют проект машины и (или) оборудования, при этом исключается вмешательство персонала во все рабочие режимы машины и (или) оборудования (если вмешательство не предусмотрено руководством по эксплуатации).
После оценки может потребоваться повторение данного процесса для того, чтобы в максимально возможной степени устранить источники опасности и произвести адекватное снижение риска путем применения мер защиты.
4.7 При невозможности достижения технических характеристик, определяющих допустимый риск или вероятность наступления опасного события машины и (или) оборудования, путем изменения конструкции, а также при экономической нецелесообразности в руководстве по эксплуатации указывается информация, ограничивающая условия применения машины и (или) оборудования или предупреждающая о необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности.
В этом случае окончательную оценку риска осуществляет проектант системы, который оценивает тяжесть последствий опасных событий с учетом реализуемых им организационных и технических мероприятий, направленных на снижение тяжести последствий и обеспечение требуемых значений допустимого риска.
4.8 Уровень безопасности машины и (или) оборудования, соответствующий установленному риску (по 4.4), исключение или минимизация вероятности наступления опасного события, связанного с критическим отказом и (или) с критическим воздействием (по 4.5) машины и (или) оборудования, проектировщиком обеспечивается за счет:
а) полноты научно-исследовательской и опытно-конструкторской отработки;
б) выбора материалов и веществ, применяемых в отдельных видах машин и (или) оборудования, в зависимости от параметров и условий эксплуатации;
в) проведения комплекса расчетов конструкции, основанных на верифицированных в установленном порядке методиках;
г) соблюдения правил постановки продукции на производство, предусмотренных ГОСТ Р 15.201;