5.2.6.1 Инженерно-геофизические исследования при выборе пункта выполняются в ограниченном объеме, только при необходимости подтверждения результатов дешифрирования и морфоструктурного анализа в случаях отсутствия и (или) недостаточности имеющихся геофизических данных по району проектируемого размещения АЭС. Инженерно-геофизические исследования включают: экспресс методы (аэрогеофизические исследования) и наземные геофизические исследования.
Аэрогеофизические исследования района на первом этапе изысканий следует считать наиболее перспективными, особенно в слабо изученных и труднодоступных районах, учитывая их эффективность, практическую вседоступность, экономичность, экологическую безупречность, унифицированность, простоту комплексирования методов и исключительно высокую представительность данных. Использование аэрогеофизических методов и технологий позволяет оптимизировать выполнение работ, связанных как с решением инженерно-геологических и экологических задач, так и с мониторингом состояния территорий и объектов.
5.2.6.2 Аэрогеофизические исследования различного масштаба могут включать: гравиметрию, магнитометрию, электроразведку, тепловую инфракрасную, аэрозольную, газовую и гаммаспектрометрическую съемки.
Гравиметрическая и магнитометрическая, отчасти тепловая инфракрасная (ИК) съемки и аэроэлектроразведка позволяют решать преимущественно инженерно-геологические задачи. Тепловую инфракрасную, аэрозольную, газовую и гаммаспектрометрическую аэросъемки следует использовать в составе инженерно-экологических изысканий для решения задач дистанционного контроля состояния окружающей среды и объектов городского коммунального хозяйства.
Все виды съемок могут выполняться по отдельности или в виде единого комплекса, что обеспечивает возможность одновременного проведения инженерно-геологических и инженерно-экологических работ.
Для проведения аэрогеофизических съемок используются разнообразные авиационные носители, современная цифровая регистрирующая аппаратура и системы навигации, что позволяет проводить съемочные работы в любых условиях. В зависимости от решаемых задач в качестве носителя могут быть использованы вертолеты, легкие самолеты и беспилотные летательные аппараты.
Все виды аэрогеофизических исследований лицензированы Минприроды России.
5.2.6.3 Аэрогравиметрическая съемка района позволяет построить карты аномалий поля силы тяжести (в том числе в трехмерном пространстве) с погрешностью 0,45 мГал и 0,5 мГал, что удовлетворяет требованиям, предъявляемым к гравиметрической съемке масштабов 1:100000-1:200000 и мельче с допустимой погрешностью до 0,6 мГал.
Данные гравиметрической съемки следует использовать для изучения глубинного геологического строения и структурно-геологического картирования территории района (в масштабе 1:500000) и пунктов (в масштабе 1:50000) проектируемого строительства совместно с данными других видов съемок (особенно, при отсутствии материалов аналогичных наземных исследований прошлых лет) на первой стадии изысканий.
В качестве регистрирующей аппаратуры могут использоваться комплексы отечественного производства или их зарубежные аналоги. Контуры основных структур на карте сопоставления гравиметрических данных, как правило, совпадают с границами наземных съемок.
Исследования могут проводиться в комплексе с магнитометрией, гаммаспектрометрией, аэрозольной, газовой и тепловой инфракрасной аэросъемками.
5.2.6.4 Аэромагнитная съемка района используется для изучения глубинного геологического строения, структурно-геологического картирования и при мониторинге территорий (слежение за динамикой природно-техногенных процессов). Съемка может производиться в масштабах от 1:20000 и мельче и должна быть привязана к масштабам отчетных карт.
При производстве аэромагнитной съемки следует использовать аэромагнитометры нового поколения, аппаратуру регистрации вариаций магнитного поля земли с соответствующими датчиками, обеспечивающие необходимую точность съемки, а также бортовую навигационную технику "GPS" + "ГЛОНАСС". Все системы получения, обработки и интерпретации данных должны быть лицензированы.
Исследования могут проводиться в комплексе с гаммаспектрометрией, гравиметрической, аэрозольной, газовой и тепловой инфракрасной аэросъемками.
5.2.6.5 Аэроэлектроразведку на первом этапе изысканий следует использовать для решения следующих задач:
выделение тектонических нарушений;
выделение зон повышенной трещиноватости и обводненности;
картирование состава и мощности рыхлых отложений (в комплексе с другими методами);
картирование палеодолин, зон развития оползней и карста;
выделение и оконтуривание зон развития островной мерзлоты, таликовых зон, зон сезонного промерзания и протаивания.
Аэроэлектроразведка выполняется методом дипольного индуктивного профилирования в аэроварианте (ДИП-А), реализованного в самолетной и вертолетной модификации. Результаты привязываются к масштабам отчетных карт.
Исследования могут проводиться в комплексе с магнитометрией, гаммаспектрометрией, аэрозольной, газовой и тепловой инфракрасной аэросъемками.
5.2.6.6 Тепловая (ИК) аэросъемка решает широкий круг задач при комплексном проведении изысканий. К инженерно-геологическим изысканиям и исследованиям относятся:
детализация структурных особенностей региона (наложенных впадин, выполненных рыхлыми отложениями, линейных тепловых аномалий, интерпретируемых как зоны разломов, площадных и концентрических структур);
выявление участков вулканической деятельности.
При инженерно-гидрометеорологических изысканиях на данном этапе может быть выполнено детальное картирование береговых линий, гидрографической сети, тепловых неоднородностей водной среды, ледовой обстановки. Задачи, решаемые при инженерно-экологических изысканиях, указаны в 5.4.4.11.
Съемка может выполняться в масштабе от 1:10000 и мельче. Результаты привязываются к масштабам отчетных карт.
5.2.6.7 Работы выполняются аппаратурно-программным комплексом, включающим одну из цифровых тепловизионных сканирующих систем высокого разрешения, бортовое программное обеспечение и пакет программ по обработке ИК изображений. Регистрация данных осуществляется бортовым компьютером с разрешением до 0,25 м при высоте полета 500 м; геодезическая привязка осуществляется с использованием спутниковых навигационных систем "GPS" + "ГЛОНАСС".