Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р МЭК 61069-8-2012 Измерение и управление промышленным процессом. Определение свойств системы с целью ее оценки. Часть 8. Оценка свойств системы, не связанных с ее основным назначением

     4 Свойства, не связанные с назначением

4.1 Общие положения

Под наименованием "свойства, не связанные с назначением" сгруппированы те свойства, которые непосредственно не связаны ни с одной из задач при функционировании или они не рассмотрены ни в МЭК 61069-3, ни в МЭК 61069-7.

Однако эта группа свойств важна для эффективного использования системы и обеспечения ее целевого назначения в течение всех этапов ее жизненного цикла. Полное "Руководство по управлению проектом" приведено в ИСО 10303-208.

Поэтому в документе "Требований к системе" (далее - ДТС) следует детально определить требования к свойствам, не связанным с назначением, таким как: эксплуатационная политика, обеспечивающая на всех этапах установленную миссию системы; общие условия, в которых система должна работать; профиль эксплуатационного персонала, то есть навыки, современный уровень знаний; экологические аспекты в течение каждого этапа жизненного цикла и т.д.

В документе "Спецификация системы" (далее - ДСС) следует привести детальные аспекты свойств, не связанных с назначением системы - таких как проводимая политика для обеспечения гарантированного качества системы; поддержка системы в рабочем состоянии (далее - поддержка); уровень совместимости с другими системами и т.д., а также требуемые общие свойства системы, такие как ее физические свойства.

4.2 Проверка качества

Системы промышленного измерения и управления практически разрабатывают, проектируют, конструируют и конфигурируют с использованием системы модулей и элементов, которые могут иметь единственного изготовителя, или частично могут быть получены от других изготовителей.

Чтобы гарантировать, что собранная система в состоянии выполнить требуемые задачи и имеет требуемые свойства, как это описано в МЭК 61069, на соответствующем уровне в течение всего ее жизненного цикла, который включает: необходимую разработку, производство, интеграцию, поддержку в рабочем состоянии и проведение технического обслуживания системы, должны быть выполнены определенные процедуры. Эти процедуры следует изложить в руководствах по обеспечения качества соответствующего(х) изготовителя(ей).

Рекомендации по тем положениям, к которым следует обратиться в руководстве по обеспечения качества, дается в серии ИСО 9000 по вопросам менеджмента и обеспечения качества - ИСО 9001 и приложение В. Руководство по безотказности изделия приведено в МЭК 60300-2.

Неотъемлемой частью промышленных систем измерения и управления может быть программное обеспечение, руководство по применению которого дается в ИСО 12207 и ИСО/МЭК 9126.

Особое внимание следует уделить системе управления внесением изменений, чтобы гарантировать соответствие между всеми версиями средств автоматизации, программного обеспечения и системы, поддержки документации.

Важно, чтобы в целом система обеспечения качества содержала определенные меры по координации и учету изменений различными изготовителями, ответственными за правильную работу системы, в течение ее жизненного цикла.

4.3 Поддержка системы

4.3.1 Общие положения

Поддержка системы требуется на всех этапах жизненного цикла системы измерения и управления промышленным процессом.

Цели поддержки системы состоят в том, чтобы увеличить доверительность пользователя к системе, которая содержится на необходимом уровне, и обладает требуемым уровнем качества, на которое способна система.

На каждом из этапов жизненного цикла системы важны следующие аспекты поддержки системы:

техническое обслуживание;

эксплуатационное обслуживание;

документация;

подготовка кадров (тренинг).

Для каждого из этих аспектов в ДТС следует определить:

какая поддержка требуется системе;

когда это требуется (например, в течение какого этапа);

где это требуется (например, у изготовителя и/или пользователя);

уровень детализации и частота сообщений о необходимости мер по поддержке.

Внешние условия могут определять, как и кем должна обеспечиваться поддержка системы.

4.3.2 Техническое обслуживание

Техническое обслуживание может включать: