Тормозные системы
Б.1 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
Б.1.1 рабочая тормозная система: Основная система, применяемая для остановки и кратковременного удержания машины на месте.
Б.1.2 резервная тормозная система: Система, применяемая для остановки машины в случае отказа в рабочей тормозной системе.
Б.1.3 стояночная тормозная система: Система, применяемая для удержания остановленной машины на месте в течение длительного времени.
Примечание - Допускается использование в вышеназванных системах общих составных частей, однако при отказе любой составной части, в том числе общей для тормозных систем, эффективность торможения машины не должна быть ниже эффективности, указанной в таблице Б.1.
Таблица Б.1 - Эффективность торможения
Эксплуатационная масса катка , кг | Тормозной путь , м, тормозных систем | |
рабочей | резервной | |
<5400 | 0,14 +0,02 | 0,134 +0,058 |
5400<<13600 | 0,2 +0,02 | 0,22 +0,057 |
>13600 | 0,28 +0,02 | 0,29 + 0,057 |
- скорость машины, км/ч. |
Б.2 Эффективность тормозных систем
Б.2.1 Рабочая тормозная система
Все катки должны быть оборудованы рабочей тормозной системой, которая управляется с рабочего места оператора.
Б.2.1.1 Эффективность торможения
Рабочая тормозная система при проведении испытания по Б.3.2 должна обеспечивать остановку машины в пределах тормозного пути, указанного в таблице Б.1.
Б.2.1.2 Тормозное усилие
При проведении испытаний по Б.3.2 удерживающее усилие рабочей тормозной системы должно обеспечивать остановку катка с максимальной эксплуатационной массой в любом диапазоне скоростей как при движении вперед, так и при движении задним ходом на подъеме не менее 20% или на максимальном подъеме, который может преодолеть каток.
Б.2.1.3 Восстановление системы (если применяется)
Энергоемкость рабочей тормозной системы должна составлять не менее 70% максимального тормозного усилия, измеренного на тормозах после их 20-разового полного срабатывания с интервалом 10 с при максимальном числе оборотов двигателя.
Б.2.1.4 Устройство предупредительной сигнализации (для системы с аккумулированием энергии)
Если для рабочей тормозной системы используют аккумулированную энергию, то система должна быть оборудована сигнальным устройством, которое срабатывает и предупреждает оператора оптическим или звуковым сигналом перед тем как энергетический уровень системы упадет ниже 50% максимального уровня, установленного изготовителем, или уровня, необходимого для срабатывания резервной тормозной системы. Манометры или вакуумметры в качестве сигнального устройства применять не допускается.
Б.2.2 Резервная тормозная система
Б.2.2.1 Эффективность торможения
Резервная тормозная система должна обеспечивать остановку машины в пределах тормозного пути, указанного в таблице Б.1, при проведении испытаний по Б.3.2.
В катках с гидростатическим приводом перед началом проведения испытаний тормозного пути устраняют гидростатический тормозной момент тягового двигателя или отделяют отбор мощности от линии привода. Если это не представляется возможным, то испытание резервной тормозной системы допускается проводить следующим образом:
машина должна оставаться на месте, если при максимальном расходе рабочей жидкости через гидромотор и на самой малой передаче механической коробки передач гидростатический привод попеременно включается вперед и назад на максимальном давлении при срабатывании резервной тормозной системы. Тормоз должен обеспечивать остановку движущейся машины в пределах тормозного пути, указанного в таблице Б.1.
Б.2.2.2 Управление
Резервная тормозная система должна управляться с рабочего места оператора. Конструкция системы должна обеспечивать невозможность отключения ее оператором без возможности ее немедленного повторного включения.