4.2.1 Работы по сертификации должны проводиться беспристрастно.
4.2.2 Орган по сертификации несет ответственность за беспристрастность своей деятельности и не допускает наличия каких-либо компрометирующих его коммерческих, финансовых или иных факторов.
4.2.3 Орган по сертификации должен на постоянной основе идентифицировать касающиеся беспристрастности риски, которые возникают вследствие его деятельности, или взаимоотношений, или взаимодействия персонала (см. 4.2.12). Однако такие взаимоотношения не обязательно могут приводить к возникновению риска, связанного с беспристрастностью.
Примечание 1 - Взаимоотношение, которое представляет угрозу для обеспечения беспристрастности со стороны органа по сертификации, может быть основано на праве собственности, управлении, менеджменте, персонале, совместных ресурсах, финансах, контрактах, маркетинге (включая брендинг), выплате комиссионных или на других стимулах для новых заказчиков и т.п.
Примечание 2 - Выявление рисков не подразумевает проведение их оценки согласно стандарту ИСО 31000.
4.2.4 При идентификации риска, связанного с обеспечением беспристрастности, орган по сертификации должен продемонстрировать, как он устраняет или минимизирует данный риск до приемлемого уровня. Такая информация необходима для реализации механизма, оговоренного в 5.2.
4.2.5 Орган по сертификации должен иметь обязательство высшего руководства по обеспечению беспристрастности.
4.2.6 Орган по сертификации или юридические лица, находящиеся под его организационным контролем (см. 7.6.4), не должны:
a) быть проектировщиком, изготовителем, установщиком, распространителем или пользователем сертифицированной продукции;
b) быть проектировщиком, разработчиком, оператором или пользователем сертифицированного процесса;
c) быть проектировщиком, разработчиком, провайдером или оператором сертифицированной услуги;
d) предлагать или предоставлять консалтинговые услуги (см. 3.2) своим заказчикам:
e) предлагать или предоставлять консалтинговые услуги по системам менеджмента или услуги по проведению внутренних проверок своим заказчикам в случаях, когда схема сертификации требует оценивания их системы менеджмента.
Примечание 1 - Это не исключает:
- возможности обмена информацией (например, для разъяснения полученных результатов или уточнения требований) между органом по сертификации и его заказчиками;
- использования, установки и обслуживания сертифицированной продукции, необходимой для функционирования органа по сертификации.
Примечание 2 - Определение понятия "консультирование по системе менеджмента" приведено в стандарте ИСО/МЭК 17021:2011, 3.3.
4.2.7 Орган по сертификации должен гарантировать, что деятельность отдельных юридических лиц, с которыми он поддерживает отношения, не ставит под угрозу беспристрастность его деятельности.
Примечание - См. 4.2.3 (примечание 1).
4.2.8 Когда отдельное юридическое лицо (см. 4.2.7) предлагает или выпускает сертифицированную продукцию (или подлежащую сертификации) или предоставляет консалтинговые услуги (см. 3.2), руководящие работники органа по сертификации и его персонал, занимающийся анализом и принятием решений, не должны участвовать в деятельности такого юридического лица, а его сотрудники - соответственно в управлении органом по сертификации, проведении анализа или принятии решений.
Примечание - Требования к беспристрастности персонала, ответственного за оценивание, установлены в разделе 6, а дополнительные требования - в других стандартах, указанных в 6.2.1 и 6.2.2.1.
4.2.9 Деятельность органа по сертификации не может предоставляться или предлагаться в связи с работой организации, оказывающей консалтинговые услуги (см. 3.2). Орган по сертификации не должен констатировать или давать понять, что сертификация будет проще, легче, быстрее или дешевле, если прибегнуть к услугам конкретной консалтинговой организации.
4.2.10 Персонал не должен проводить анализ или принимать решения по сертификации продукции, по которой он предоставляет консалтинговые услуги (см. 3.2), в течение периода, оговоренного органом по сертификации.
Примечание 1 - Такой период может быть установлен в схеме сертификации или, если он оговаривается, быть достаточно длительным для того, чтобы не дискредитировать беспристрастность при анализе или принятии решений. Часто используется двухлетний период.
Примечание 2 - Требования к беспристрастности персонала, ответственного за оценивание, установлены в разделе 6, а дополнительные требования - в других стандартах, указанных в 6.2.1 и 6.2.2.1.
4.2.11 Орган по сертификации принимает меры, направленные против любых угроз его беспристрастности, возникающих вследствие действий других лиц, органов или организаций, о которых ему стало известно.
4.2.12 Весь персонал органа по сертификации (как штатный, так и внештатный) или комитеты, которые могут оказывать влияние на эту деятельность, должны действовать беспристрастно.