Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54125-2010 (ИСО 12100:2010) Безопасность машин и оборудования. Принципы обеспечения безопасности при проектировании

     5.4 Идентификация опасностей


После определения ограничений, накладываемых на машину, необходимым шагом при проведении оценки риска, связанного с машиной, является систематическая идентификация прогнозируемых опасностей (постоянные опасности, а также опасности, которые могут возникать неожиданно), опасных ситуаций и/или опасных событий на всех этапах эксплуатации машины, то есть при:

- транспортировке, сборке и установке;

- вводе в эксплуатацию;

- эксплуатации;

- выводе из эксплуатации, демонтаже и утилизации.

Только когда опасности идентифицированы, возможно предпринять меры для их устранения или снижения риска возникновения. При идентификации опасностей необходимо определить операции, выполняемые машиной, и задачи людей, взаимодействующих с ней, принимая в расчет различные детали, механизмы и функции машины, свойства обрабатываемых материалов, если таковые имеются, и пространство, в котором может осуществляться эксплуатация.

При идентификации задач необходимо учитывать все задачи, возникающие на любом из вышеуказанных этапов эксплуатации. Необходимо рассмотреть также следующие категории, не ограничиваясь ими:

- наладка (настройка);

- испытания;

- программирование/обучение;

- переключение режимов или инструмента;

- пуск;

- все режимы эксплуатации;

- подача сырья;

- извлечение готовой продукции из машины;

- остановка работы машины;

- аварийная остановка работы машины;

- устранение застревания;

- повторный пуск после незапланированной остановки;

- обнаружение неисправностей (вмешательство оператора);

- очистка и организация производства;

- профилактическое техническое обслуживание;

- внеплановое техническое обслуживание.

Должна быть достигнута полная идентификация всех опасностей, опасных ситуаций и опасных событий, которые могут наступить при выполнении различных задач. Для справки в приложении В приведены примеры опасностей, опасных ситуаций и опасных событий.

Несколько методов систематической идентификации опасностей приведены в приложении В настоящего стандарта.

Кроме того, следует идентифицировать все опасности, опасные ситуации и опасные события, не связанные напрямую с выполнением данных задач (например, сейсмическая активность, удар молнии, избыточная снеговая нагрузка, шум, поломка машины, разрыв гидравлического шланга).

Примечание - Ознакомление с технической документацией является целесообразным для успешного определения опасностей, связанных с машиной, особенно в отношении движущихся частей (например, моторы, гидравлические цилиндры).


При идентификации опасностей конструктору необходимо учитывать следующие факторы: