После определения ограничений, накладываемых на машину, необходимым шагом при проведении оценки риска, связанного с машиной, является систематическая идентификация прогнозируемых опасностей (постоянные опасности, а также опасности, которые могут возникать неожиданно), опасных ситуаций и/или опасных событий на всех этапах эксплуатации машины, то есть при:
- транспортировке, сборке и установке;
- вводе в эксплуатацию;
- эксплуатации;
- выводе из эксплуатации, демонтаже и утилизации.
Только когда опасности идентифицированы, возможно предпринять меры для их устранения или снижения риска возникновения. При идентификации опасностей необходимо определить операции, выполняемые машиной, и задачи людей, взаимодействующих с ней, принимая в расчет различные детали, механизмы и функции машины, свойства обрабатываемых материалов, если таковые имеются, и пространство, в котором может осуществляться эксплуатация.
При идентификации задач необходимо учитывать все задачи, возникающие на любом из вышеуказанных этапов эксплуатации. Необходимо рассмотреть также следующие категории, не ограничиваясь ими:
- наладка (настройка);
- испытания;
- программирование/обучение;
- переключение режимов или инструмента;
- пуск;
- все режимы эксплуатации;
- подача сырья;
- извлечение готовой продукции из машины;
- остановка работы машины;
- аварийная остановка работы машины;
- устранение застревания;
- повторный пуск после незапланированной остановки;
- обнаружение неисправностей (вмешательство оператора);
- очистка и организация производства;
- профилактическое техническое обслуживание;
- внеплановое техническое обслуживание.
Должна быть достигнута полная идентификация всех опасностей, опасных ситуаций и опасных событий, которые могут наступить при выполнении различных задач. Для справки в приложении В приведены примеры опасностей, опасных ситуаций и опасных событий.
Несколько методов систематической идентификации опасностей приведены в приложении В настоящего стандарта.
Кроме того, следует идентифицировать все опасности, опасные ситуации и опасные события, не связанные напрямую с выполнением данных задач (например, сейсмическая активность, удар молнии, избыточная снеговая нагрузка, шум, поломка машины, разрыв гидравлического шланга).
Примечание - Ознакомление с технической документацией является целесообразным для успешного определения опасностей, связанных с машиной, особенно в отношении движущихся частей (например, моторы, гидравлические цилиндры).
При идентификации опасностей конструктору необходимо учитывать следующие факторы: