Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 27.203-2012 Надежность в технике (ССНТ). Управление устареванием

     4 Общие принципы (управления устареванием)

4.1 Стадия устаревания

Стадия устаревания продукта наступает немедленно после опубликования информации об окончании его производства, а сам продукт, как показано на рисунке 1, объявляется устаревшим. Информация об устаревании продукта зачастую может представляться в виде извещений об окончании производства продукта, окончании существования продукта или окончании его продаж. Извещение об изменениях продукта может также служить указанием на то, что продукт данного производителя (OEM или ОСМ) перешел в стадию устаревания. Для программного продукта стадия его устаревания наступает после того, как его оригинальный производитель объявил о прекращении его поддержки. Продукт может считаться устаревшим, если он более не доступен для приобретения у оригинального производителя, невзирая на то, что отдельные образцы данного продукта все еще могут находиться в цепи поставок.

     
Рисунок 1 - Стадии доступности продукта



4.2 Процесс управления устареванием

Управление надежностью включает в себя управление устареванием, которое представляет собой процесс обеспечения приспособленности продукта к изготовлению и поддержке на протяжении установленного срока службы (см. рисунок 2). Процесс управления устареванием представляет собой совокупность запланированных и скоординированных между собой действий, обеспечивающих готовность продукта на протяжении установленного срока его службы посредством экономичных и реально осуществимых поставок заменяемых составных частей и проведения поддерживающих мероприятий.

     
Рисунок 2 - Схема этапов процесса управления устареванием



На рисунке 3 показана связь управления устареванием с основными этапами жизненного цикла продукта.


Рисунок 3 - Управление устареванием на стадиях жизненного цикла продукта



Управление устареванием может рассматриваться с точки зрения двух участников цепи поставок продукта - потребителя и поставщика. Все участники цепи поставок несут ответственность перед своими покупателями и потребителями за оказание им помощи в опережающем решении проблем, связанных с устареванием продуктов. На рисунке 4 показана типовая схема взаимоотношений между этими организациями.

Решение - считать продукт устаревшим

Начало распродаж

Закупки на срок службы

Оригинальный производитель компонентов (ОСМ)

Жизненный цикл покупных материалов и изделий

Устаревшие изделия, материалы и компоненты

Оригинальный производитель оборудования и систем

Информирование OEM и ОСМ


Управление устареванием

Внедрение решений, связанных с устареванием


Действия по борьбе с устареванием


Жизненный цикл систем и программных продуктов

Продленный срок службы

Информирование потребителей

Потребитель

Жизненный цикл оборудования потребителя

Примечание - Для ясности показана только информация об устаревании, исходящая от ОСМ. К взаимной выгоде OEM должны наладить обмен информацией, относящейся к устареванию, с ОСМ

Рисунок 4 - Отношения между оригинальными поставщиками составных частей, комплектного оборудования и потребителями



4.3 Документация

Документация, связанная с управлением устареванием, включает в себя, но не ограничивается следующими документами:

- общее заявление о политике в области управления устареванием и его целях;

- документально оформленные процедуры, описывающие процесс управления устареванием, связанные с ним мероприятия и распределение ответственности;

- документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, исполнения и контроля процесса управления устареванием, например план управления устареванием.