4.4.1 Общие положения
Надежность - собирательный термин, применяемый для характеристики готовности продукта и влияния на нее факторов, таких как безотказность, ремонтопригодность и эффективность технического обслуживания и ремонта. Показатели всех трех указанных составляющих надежности сильно влияют на стоимость жизненного цикла продуктов. Более высокие начальные цены на продукты могут быть следствием повышенных безотказности и ремонтопригодности, благодаря чему результирующее повышение готовности способствует снижению затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты.
Анализ надежности должен быть составной частью процесса проектирования и оценивания стоимости жизненного цикла любых продуктов. Характеристики надежности следует критически рассматривать при разработке технических условий и постоянно оценивать на стадии разработки продукта с целью оптимизации его конструкции и стоимости жизненного цикла.
4.4.2 Затраты, связанные с надежностью
Затраты, связанные с надежностью, могут включать в себя стоимость восстановления системы, в том числе:
- затраты на корректирующее обслуживание;
- затраты на профилактическое обслуживание;
- побочные расходы.
4.4.3 Побочные расходы
4.4.3.1 Общие положения
Если продукт или услуга оказались не готовыми к использованию по назначению, то у поставщика и потребителя могут возникнуть побочные расходы, включая:
- расходы по гарантийным обязательствам;
- расходы на возмещение ущерба;
- потери, связанные с недополученным доходом;
- затраты на предоставление альтернативных услуг.
Кроме того, посредством анализа рисков могут быть выявлены другие виды побочных расходов и потерь, связанных с ухудшением имиджа, репутации и престижа организации, следствием которого может быть утрата части клиентов. Затраты, потребные для устранения или ослабления указанных рисков, при оценке стоимости жизненного цикла также следует включать в состав побочных расходов. В большинстве случаев эти затраты довольно сложны, но поддаются оценке. Например, их можно оценивать по затратам на проведение пропагандистских кампаний или маркетинговых мероприятий, нацеленных на удержание потребителей. По возможности эти расходы следует учитывать.
Надежность продуктов сильно влияет на стоимость их жизненного цикла. В этой связи возникает задача оптимизации показателей надежности по стоимости жизненного цикла. С повышением безотказности при неизменных значениях остальных характеристик стоимость приобретения продукта обычно возрастает, но одновременно снижаются расходы на его техническое обслуживание, ремонты и материально-техническое обеспечение эксплуатации. Поэтому стоимость жизненного цикла может поддерживаться на прежнем уровне или даже может быть понижена за счет того, что приращение стоимости приобретения в связи с повышением безотказности компенсируется соответствующим сокращением побочных расходов и затрат на техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение при эксплуатации. При этом обычно существует некоторый уровень безотказности, при котором суммарная стоимость жизненного цикла продукта достигает минимума.
Расчетные значения стоимости жизненного цикла могут не соответствовать реально наблюдаемым. Это объясняется действием многих случайных факторов, таких как условия окружающей среды, в которых эксплуатируются изделия, и ошибки человека при их использовании, которые не могут быть с достаточной точностью смоделированы в ходе расчетов.
В расчетах стоимости жизненного цикла, наряду с такими традиционными факторами, как время и стоимость, следует учитывать также проблемы защиты окружающей среды. В этой связи следует использовать соответствующие методы оценки и ранжирования экологических последствий различных действий. Эти оценки должны служить основой для планирования мероприятий по защите окружающей среды и учета экологических проблем в процессе принятия решений.
4.4.3.2 Расходы по гарантийным обязательствам
Гарантии служат средством защиты потребителей, избавляя их от необходимости нести лишние расходы на устранение отказов изделий, особенно на ранних этапах их эксплуатации. Расходы по гарантиям несет поставщик, который может повлиять на их значение, воздействуя соответствующим образом на показатели безотказности, ремонтопригодности и системы технического обслуживания и ремонта. Поставщики имеют возможность управлять указанными характеристиками на стадиях разработки и изготовления изделий, влияя соответствующим образом на уровень своих расходов по гарантийным обязательствам. Гарантии обычно действуют в течение ограниченного периода времени и обставлены рядом дополнительных условий. Они редко включают в себя защиту потребителей от побочных расходов в связи с ненадежностью приобретенных продуктов.
Гарантии поставщика могут быть дополнены или заменены сервисными контрактами, предусматривающими (помимо иных соглашений с потребителями) то, что поставщик принимает на себя все работы по техническому обслуживанию и ремонту поставленных изделий в течение оговоренного периода времени, который впоследствии может быть продлен или распространен на весь срок службы изделий. В последнем случае поставщик заинтересован в обеспечении оптимальных уровней безотказности и ремонтопригодности изделий, обычно продаваемых по более высоким ценам.
4.4.3.3 Затраты на возмещение ущерба
Эти затраты возникают вследствие неспособности поставщика исполнять в полном объеме контрактные обязательства или требования законодательства. Возможные расходы поставщика на возмещение нанесенного в результате этого ущерба следует учитывать в оценках стоимости жизненного цикла продуктов. Это особенно важно в случаях оценки продуктов, с большой вероятностью способных наносить ущерб жизни и здоровью людей или окружающей среде. Оценки этих затрат также важны для новых продуктов, сопряженные с которыми риски неочевидны или пока еще недостаточно изучены. При этом следует учитывать результаты анализа рисков, данные из опыта создания и эксплуатации похожих изделий и экспертные оценки.