Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 9241-302-2012 Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 302. Терминология для электронных видеодисплеев


     3.3 Геометрические параметры, аспекты наблюдения, окружения и эргономики

3.3.1 ахроматическое цветовое ощущение (с точки зрения чувственного восприятия): Восприятие цвета, исключающее цветовой тон.

en

achromatic [perceived] colour (perceptual sense)

fr

couleur achromatique (au sens perceptif)

Примечания

1 Как правило, используются такие наименования цветов, как "белый", "серый" и "черный" или, в случае объектов, пропускающих свет, "бесцветный" и "нейтральный".

2 Для ахроматического цветового ощущения в физическом смысле см. МКО 17.4:1987, определение 845-03-06 (ахроматический стимул).

3.3.2 активная область: Часть поверхности дисплея (или экрана)
или виртуальное изображение, которое может быть изменено в электронном виде для представления визуальной информации, разделенной элементами изображения (пикселями).

en

active area

fr

surface active

Примечание - В дискретно-пиксельных дисплеях это область, покрытая пикселями, включая область между соседними пикселями. Такие области чаще всего прямоугольные. См. подкомитет 47 МЭК "Плоскопанельные устройства отображения".

3.3.3 адаптация: Процесс изменения органа зрения под воздействием цветовых стимулов, экспозиция которых осуществляется в данное время или несколько раньше и которые имеют различную яркость, спектральный состав и угловые размеры.

en

adaptation

fr

adaptation

Примечание - См. МКО 17.4:1987, определение 845-02-07.

3.3.4 аддитивное смешение: Метод смешения цветовых стимулов
на сетчатке глаза, когда воздействие различных цветовых стимулов не может восприниматься глазом раздельно.

en

additive mixing

fr

additif

Примечание - См. МКО 17.4:1987, определение 845-03-15.

3.3.5 угол обзора: Угол между линией наблюдения и линией, ортогональной к поверхности дисплея в точке, где линия наблюдения пересекает поверхность изображения дисплея.

en

angle of view

fr

angle de vue

3.3.6 стягиваемый угол: Размер визуального объекта при конкретном расстоянии наблюдения.

en

angular subtense

fr

angle d'ouverture

Примечание - Расчет на проектном расстоянии наблюдения

.                    (20)


                         (21)


Размерностью для стягиваемого угла являются градусы (°), которые делятся на угловые минуты (') и угловые секунды ("): 1°=60'=3600". Учитывая размерность объекта и расстояние наблюдения , стягиваемый угол определяется по формуле

.

                              минутах

3.3.7 анизотропный дисплей: Дисплей с испускаемой яркостью и (или) коэффициентом яркости, который соответствует определенному в 3.1.9.

en

anisotropic display

fr

affichage anisotrope

3.3.8 кодирование миганием: Представление информации с изменяющейся во времени яркостью изображения.

en

blink coding

fr

codage des signaux intermittents

3.3.9 светлота: Характерный признак зрительного ощущения, в соответствии с которым какая-либо поверхность воспринимается как излучающая больше или меньше света.

en

brightness

fr

Примечание - См. МКО 17.4:1987, определение 845-02-28.

3.3.10 значение стягиваемого угла; : Угол между верхней и нижней границами прописной буквы "" без акцентирующего знака в целых пикселях.

Примечания

1 Единица - угловые минуты (').

2 Учитывая расстояние наблюдения , вертикальный шаг между пикселями , и высоту в пикселях прописной буквы "", значение стягиваемого угла рассчитывают как:

(в градусах); (22)

(в угловых минутах). (23)

3 Угловые минуты преобразуют в угловые градусы с помощью коэффициента 1°/60'; угловые градусы преобразуют в радианы с помощью коэффициента /180°.

en

character subtense

fr

hauteur de jambage de

3.3.11 постоянство размера знака: Постоянство размера отдельного знака, представленного в различных местах экрана.

en

character size uniformity

fr

de taille de

3.3.12 стереохроматизм: Визуальное явление, в котором два визуальных объекта, отличающихся доминирующей длиной волны и (или) светлотой, кажутся находящимися на разных расстояниях от наблюдателя.

en

chromostereopsis

fr

Примечание - Это цветоиндуцированное позиционное несоответствие на сетчатке глаза. Короткие длины волн преломляются чуть больше длинных длин волн в оптике глаза, создавая позиционное несоответствие на сетчатке. Если смотреть двумя глазами, то получается стереоскопическое несоответствие.

3.3.13 обнаружение цвета: Ощущение наличия цвета при визуально шумовом фоне.

en

colour detection

fr

de la couleur

3.3.14 различение цветов: Определение разности цветов между
стимулами.

en

colour discrimination

fr

discrimination des couleurs

3.3.15 идентификация цвета: Способность к распознаванию цвета
по его наименованию.

en

colour identification

fr

identification des couleurs

3.3.16 интерпретация цвета: Близость конкретного цвета его значению или функции.

en

colour interpretation

fr

des couleurs

3.3.17 сходимость (Нрк. конвергенция): Выравнивание цвета пикселей на их предполагаемом месте.

en

convergence

fr

convergence

Примечание - В случае многокомпонентного цветового дисплея, такого как RGB-дисплей ("красный, зеленый, синий" - модель цветопередачи), сходимость характеризует, насколько хорошо отображается пиксель (или эквивалент), как и его размещение цветовых компонентов (например, RGB-субпикселей). Для дисплеев с непосредственным отображением данных с фиксированными пикселями и субпикселями сходимость обычно идеальна. Однако, для проекционных дисплеев, ЭЛТ-дисплеев и любого отображаемого изображения, рассматриваемого с помощью системы линз, размещение субпикселей может быть менее идеальным. В случаях, когда сходимость не является идеальной, следует рассматривать как белую линию (или пятно), которая проявляется, как разноцветная линия (или пятно), имеющая один цвет, например синий, с одной стороны и другой цвет, например красный, с другой. При использовании линз, расхождение, как правило, является причиной ахроматических аберраций линз и часто заметно на краях отображаемого изображения (расхождение - это отклонение от сходимости). Расхождение не относится к спроектированному разделению субпикселей, как в случае с компьютерным RGB-монитором, имеющим дефекты пикселей, и к любому искажению визуального воспроизведения идеальной или спроектированной цветовой RGB-структуры в просматриваемом изображении, что может дать неточные цвета в этом изображении.

3.3.18 неоднородность контраста: Непреднамеренное изменение контрастности (отношение яркостей) в активной области экрана.

en

contrast nonuniformity

fr

du contraste

Примечание - Определены три проявления неоднородности контраста:

1 - изменение яркостного контраста: отличие изменения в области средней яркости центра дисплея от изменения на краю какой-либо его части;

2 - характеристика изменения контраста: изменение пика контраста характерных элементов (точек или штрихов) в различных местах на экране;

3 - внутренняя характеристика изменения контраста: изменения пика контраста характерных элементов (точек или штрихов) в характеристике.

3.3.19 система координат: Сферически-полярные и декартовы системы координат.

en

coordinate system

fr

de

Примечания

1 Используются сферическая (, , ) и декартова (, , ) системы координат, где и - ячейки в плоскости экрана, a - горизонтальная проекция расстояния до дисплея. См. рисунок 4. Положение входного зрачка измерительного прибора - . Рабочее расстояние - .

2 Для более детального определения системы координат, см. рисунок 5. Обозначают точку (пиксель или центр визуального объекта) . Проводят прямую от точки до входного зрачка измерительного прибора и прямую , перпендикулярную к плоскости изображения на дисплее или оптической оси (главному лучу) в системе формирования изображений. Угол между и в плоскости - угол отклонения, . Расстояние -  радиус . Пусть - любая точка на линии, которая образуется в результате проекции на плоскость изображения. Проводят прямую на этой плоскости вправо от прямой, делящей горизонтальную плоскость пополам и параллельно ей. Получают ось . Азимут - это угол между и против часовой стрелки. Более подробную информацию о координатах и углах обзора см. в стандарте [3].


1
- направление 0° (положение стрелки 3 ч); 2 - изображение поверхности экрана; - положение входного зрачка измерительного прибора; - рабочее расстояние


Примечания

1 В некоторой литературе азимут определяется положением стрелок часов. Направление на 3 ч соответствует 0°.

2 Обычно для используются только положительные значения. (-,) совпадает с направлением (+,±180°).


Рисунок 4 - Система координат



1
- изображение поверхности экрана; - положение входного зрачка измерительного прибора; - положение стрелки 3 ч, правый край экрана, если смотреть от пользователя; - положение стрелки 12 ч, верхняя часть экрана, если смотреть от пользователя; - положение стрелки 6 ч, нижняя часть экрана, если смотреть от пользователя

Рисунок 5 - Система координат с большим числом деталей

3.3.20 темная комната: Комната, в которой:

1 - находятся только источники света, испытуемый дисплей и установленные источники яркости или освещенности;

2 - окружающая освещенность менее одного люкса (1 лк);

3 - яркость любого непреднамеренно и неустановленно отражающего объекта составляет менее 1% измеренной номинальной черной яркости дисплея.

en

darkroom

fr

chambre noire

3.3.21 установка цветов по умолчанию: Заранее установленная
группа цветов, заданная программным обеспечением или операционной системой.

en

default colour set

fr

jeu de couleurs par

3.3.22 аномальное цветовое зрение: Зрение, при котором понижена способность отличать друг от друга некоторые или все цвета.

en

defective colour vision

fr

anomalie de la vision des couleurs (ou ) (dyschromatopsie)

Примечание - См. МКО 17.4:1987, определение 845-02-13.

3.3.23 глубина резкости: Диапазон смещения фокуса изображений на расстояние, при котором все изображения в фокусе.

en

depth-of-field

fr

profondeur de champ

3.3.24 проектное расстояние наблюдения: Расстояние или диапазон расстояний между экраном дисплея, предназначенного для наблюдения, и глазами оператора.

en

design viewing distance

fr

distance de vision

Примечание - Расстояние или диапазон расстояний (нормируемый поставщиком) между экраном и глазами оператора, при котором изображение на дисплее соответствует требованиям настоящего стандарта, таким как размер знака, модуляция растра, коэффициент заполнения, пространственная нестабильность (дрожание) и временная нестабильность (мелькание).

3.3.25 диффузное освещение: Освещение рабочей поверхности
или объекта, не имеющее преимущественного направления.

en

diffused lighting

fr

diffuse

Примечания

1 См. МКО 17.4:1987, определение 845-09-20.

2 Свет, исходящий от нескольких изолированных источников, не может относиться к диффузному освещению. Для обеспечения диффузного освещения, как правило, используется интегрирующая сфера или полусфера.

3.3.26 диффузное отражение: Отражение, при котором зеркальное отражение заметно не проявляется и отраженный свет рассеивается.

en

diffuse reflection

fr

diffuse

Примечание - См. МКО 17.4:1987, определение 845-04-47.

3.3.27 рассеивание: Пространственное распределение пучка света,
который изменяется в разных направлениях от своего первоначального направления.

en

diffusion; scattering

fr

diffusion; dispersion

Примечание - См. МКО 17.4:1987, определение 845-04-44.

3.3.28 протяженный источник освещения: Область равномерного освещения шириной или диаметром не менее 15°, измеренная от центра экрана.

en

extended source of luminance

fr

source de luminance

3.3.29 франкфуртская плоскость: Мнимая плоскость, образованная горизонтальным сечением головы пользователя, между козелком и самой нижней точкой глазной впадины.

en

Frankfort plane

См. рисунок 6.

fr

plan de Frankfort

Примечание - Кроме того, это горизонтальная плоскость на уровне верхнего края слухового отверстия уха и нижней границы нижнего края глазницы в случае, когда центральная плоскость головы находится в вертикальном положении.


1 - антропометрическая точка (трагион); 2 - франкфуртская плоскость; 3 - нижняя кромка орбиты

Орбита - впадина в черепе, в которой расположен глаз. Трагион (козелок) - выступ хряща в ушной раковине внешнего уха, который распространяется до отверстия наружного слухового прохода

Рисунок 6 - Франкфуртская плоскость

3.3.30 поле зрения; ПЗ: Угловая область, стягивающая активную
область дисплея, получаемая при проектном направлении наблюдения или другой позиции глаз.

en

field of view; FOV

fr

champ de vision; CDV

3.3.31 угол наблюдения: Угол между франкфуртской плоскостью и плоскостью, образованной зрачками и визуальным объектом (см. рисунок 7).

en

gaze angle

fr

angle d'observation


1 - угол наблюдения; 2 - линия наблюдения; удовлетворительный угол наблюдения находится в диапазоне от 0° до 45°

Рисунок 7 - Угол наблюдения

3.3.32 угол наклона головы: Угол между франкфуртской плоскостью и горизонтальной плоскостью, образованной наклоном головы.

en

head tilt angle

См. рисунок 8.

fr

angle d'inclinaison de la

Примечание - Когда голова расположена прямо, угол наклона головы составляет около 4°.


1 - горизонтальная плоскость; 2 - угол наклона головы; удовлетворительный угол наклона головы находится в диапазоне от 0° до 20°

Рисунок 8 - Угол наклона головы

3.3.33 полусферическое освещение: Освещенность плоской поверхности, в соответствии с которой освещенность одна и та же в любом направлении от поверхности, и окружающая яркость постоянна во всех направлениях в передней части плоской поверхности.

en

hemispheric lighting

fr

Примечание - Если окружающая яркость постоянна, то соответственно постоянна освещенность.

3.3.34 едва заметная разница: Целостное восприятие, которое определяет значение минимального физического изменения изображения, при котором разница может быть обнаружена.

en

just-noticeable difference

fr

liminaire

3.3.35 разборчивость: Возможность однозначной идентификации одиночных символов или знаков, которые могут быть представлены в контекстно независимом формате.

en

legibility

fr


3.3.36 линия наблюдения: Линия, соединяющая точку фиксации зрения и центр зрачка.

en

line-of-sight

fr

ligne de

Примечание - Линия наблюдения при использовании двух глаз - линия, соединяющая точку фиксации зрения и середину отрезка между двумя глазами.

3.3.37 ортогональность: Вид геометрической упорядоченности или перпендикулярность строк и столбцов относительно друг друга.

en

orthogonality

fr


3.3.38 удобочитаемость: Характеристики отображения текста на
дисплее, которые влияют на производительность и позволяют легко различать, распознавать и интерпретировать группы знаков.

en

readability

fr

de lecture

3.3.39 источник яркости малых размеров: Область источника света с угловым диаметром 1° (измеряется от экрана), имеющая постоянную яркость, которая может быть использована при измерении зеркального отражения от экрана с рассеивающим покрытием.

en

small source of luminance

fr

petite source de luminance

3.3.40 стереопсис: Бинокулярное визуальное восприятие глубины
или трехмерного пространства.

en

stereopsis

fr


3.3.41 малопольная тританопия: Нормальное уменьшение разности цветов изображений для коротковолновой части спектра (воспринимаемой как синяя) с малыми стягиваемыми углами (менее или равно 20"), возбуждающее центральную фовею глаза.

en

tritanopia, small-field

fr

tritanopie, petit champ

3.3.42 диапазон направлений наблюдения: Телесный угол, образующийся из пикселя, который включает в себя все направления наблюдения, удовлетворяющие всем заявленным нормам.

en

viewing directions range

fr

gamme des directions de vision

Примечание - См. подкомитет 47 МЭК.

3.3.43 диапазон угла наблюдения: Коническая область, начинающаяся в пикселе, включающая в себя все направления наблюдения, удовлетворяющие всем заявленным нормам.

en

viewing angle range

fr

gamme des angles de vision

Примечание - См. подкомитет 47 МЭК.

3.3.44 направление наблюдения: Направление, при котором дисплей рассматривается, как измеренный при стандартном использовании сферически-полярных координат.

en

viewing direction

fr

direction de vision

Примечание - Для определения координат см. 3.3.19.