Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54874-2011 Менеджмент знаний. Руководство по добросовестной практике для государственного сектора

     1.6 МЗ, управление информацией и человеческий опыт


Одним из источников путаницы, вызванной инициативами по МЗ в некоторых бизнес-структурах, была тенденция ставить знак равенства между МЗ и управлением информацией (УИ). Частично это явилось результатом распространенного использования термина "МЗ" для обозначения внедрения ИТ-систем типа интранетов, порталов и баз данных.

Сегодня перед государственным сектором стоят несколько серьезнейших проблем в области УИ, одной из которых является реализация принципа свободы информации.

Нижеприведенный пример показывает способ определения различий между данными, информацией и знанием.

Пример - Расписание движения поездов предоставляет данные - они считаются полезными.

Объявление на платформе, что следующий поезд требуемого назначения отправляется через пять минут, предоставляет информацию - она имеет значение только в определенном контексте.

Осознание пассажиром того, что следующий поезд будет не лучшим выбором, потому, что это поезд с остановками в отличие от ближайшего поезда-экспресса, зависит от знания - более часто используемый подход, основанный на интуиции и предыдущем опыте.

Это подчеркивает важность человеческого опыта, как ключевой составляющей при осмыслении информации - знания, возникающего из человеческого поведения, а не из простого накопления запасов информации.

Из указанного различия следует несколько важных выводов:

- во-первых, признают изначальную важность человеческого поведения как среды, через которую знание приобретается, сохраняется и распространяется. Знание всегда связано с людьми, которые обычно работают во взаимодействии с другими людьми, а информация существует независимо от людей;

- во-вторых, предложив данное видение знания как встроенного в человеческое поведение, нет смысла уравнивать его с информацией и поэтому представлять как нечто такое, что может быть легко передано, получено или накоплено независимо от человеческого поведения или наличия сетей. Когда мы хотим понять, как перетекает знание внутри или между организациями государственного сектора, мы неминуемо рассматриваем различные виды человеческого взаимодействия и социального обмена среди государственных служащих;

- в-третьих, роль знания при использовании информации подчеркивает важность существующего знания у индивидуумов и организаций как в виде возможности доступа к знаниям, так и в виде ограничения возможности приобретения новых знаний. Передача знаний индивидуумам или группам без предоставления возможности их использования дает мало пользы - но до сих пор это часто игнорируется в инициативах по МЗ, где делается акцент только на предоставление информации через интранеты, базы данных и т.п.

Многие из инициатив в области МЗ для государственного сектора однозначно признают как важность человеческого фактора при использовании знаний для государственного сектора, так и важность и способность не только систематизации информации, но и стимулирования сетей гуманитарных и социальных связей между людьми (как между самими органами государственного сектора, так и между организациями государственного сектора и людскими сообществами, которым они служат).