Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54146-2010 Менеджмент знаний. Руководство для малых и средних предприятий (Переиздание)

     4.2 Процессы, инструменты и методы


Несколько инструментов и методов оценки завершенности МЗ разработали и успешно применили на практике многими организациями в течение последних лет. Они различаются в зависимости от объема работы, требуемой каждой организацией (количество менеджеров, участвующих сотрудников), и применяемых методов. Для информационных целей в таблице 1 классифицируется несколько таких методов.


Таблица 1 - Классификация инструментов оценки МЗ

Подход

Объем работы организации

Количественные методы

Качественные методы

Аудит МЗ по Фраунхоферу

Средний

Х

Х

Диагностика МЗ (ДМЗ)

Небольшой

Х

Аудит знания

Большой

Х

Аудит знания

Небольшой

Х

Анализ MOTEx

Средний

Х

Семинар по внедрению МЗ

Небольшой

Х

          

Еще одним способом классификации инструментов оценки является дифференциация между диагностическими инструментами, аудитами знания и аудитами МЗ.

Диагностические инструменты, требующие выполнения небольшого объема работы, в основном применяются в рамках семинара по менеджменту под руководством основного ведущего. Критерии самооценки, подлежащие применению на семинаре, могут базироваться на основе МЗ.

Аудиты знания нередко концентрируются на самом необходимом знании и обеспечивают полезную основу для структурирования знаний для электронных применений, например Интернет, или системы менеджмента документов.

Инструменты аудита МЗ с использованием количественных методов предусматривают применение стандартизованных вопросников для проведения опроса всей рабочей силы, группы менеджмента или представительного числа сотрудников организации. Такие подходы нередко также включают в себя некоторые вопросы, относящиеся к культуре, и способ менеджмента МСП.

Ниже вкратце описан каждый из подходов МЗ, приведенных в таблице 1.

Аудит МЗ по Фраунхоферу основан на следующих задачах:

- выявление сильных и слабых мест в рамках настоящего менеджмента корпоративного знания;

- анализ основных условий, барьеров и средств обеспечения МЗ;

- повышение внимания к МЗ в рамках организации;

- разработка дорожной карты по будущим мерам МЗ;

- сбор измеряемых данных для проверки хода работы по МЗ.

Аудит МЗ по Фраунхоферу интегрирует уровень производственных процессов с уровнем областей проекта по МЗ. На уровне производственных процессов идентифицируются соответствующие типы знания, спрос и наличие каждого типа. Кроме того, анализируются методы сбора, хранения, распределения и применения знаний, которые являются специфичными для процессов каждой организации. Таким образом, виды деятельности, способствующие внедрению МЗ в рамках производственных процессов, определяются на систематической основе. На уровне областей проекта по МЗ идентифицируются общие условия, то есть средства обеспечения и барьеры для МЗ.

Аудит включает в себя следующие этапы:

Первоначальное состояние (подготовка)

Анализ соответствующих документов по процессам, процедурам и структурам (например модель процесса, квалификационные требования, техническая характеристика продукта)

Установление особого внимания

Выбор группы цели (например всей организации, отдела, группы) и соответствующих процессов

Управление запасами

Проведение аудита с учетом требований организации

Опрос

Сбор данных: вопросники для выбранной целевой группы и интервью лицом к лицу с собственниками процессов

Анализ и оценка

Анализ данных; моделирование производственного процесса для описания процедур, разработка дорожной карты с рекомендациями по дальнейшим действиям

Семинар по установлению обратной связи

Посредством семинара результаты выполняют роль обратной связи, и определяется приоритетность предложенных мер (дорожная карта и план действий)

Начало проекта

Проекты, рекомендованные в дорожной карте, планируются и реализуются


Диагностика МЗ

Диагностика МЗ (ДМЗ) основана на модели МЗ, названной "Основа процесса МЗ", которая включает семь видов деятельности МЗ (получить, применить, усвоить, внести вклад, оценить, создать/оказать поддержку, отказаться от ненужного).

Четыре вида деятельности - получить, применить, усвоить и внести вклад - относятся к ежедневной деятельности в области знания. Посредством активизации этих видов деятельности улучшается реакция организации на требования рынка. Три вида деятельности МЗ - оценить, создать/оказать поддержку и отказаться от ненужного - распространяются на стратегическое планирование организации посредством оценки типа знания, который будет необходим в будущем.

ДМЗ была разработана как инструмент самооценки и сбора субъективных качественных данных. Таким образом, ее применяют потребители как средство для определения того, насколько хорошо различные аспекты процесса МЗ были реализованы в организации.

Интервью происходит в письменной форме, и выбор метода интервью остается за организацией. Однако потребителю целесообразно привлекать к процессу сотрудников из самых различных областей. Кроме того, авторы рекомендуют широкий обмен результатами для обсуждения сильных и слабых мест внедрения МЗ.

Вопросник разделен на семь категорий. В каждой категории приводится 20 утвердительных предложений, описывающих возможные действия по МЗ, например "Мы создаем модели наших систем по принятию решений для того, чтобы лучше понять, почему что-то происходит так, как происходит", "Люди являются членами многочисленных сообществ, обеспечивая передачу знаний в рамках всей организации".

Уровень согласия по каждому утвердительному предложению измеряется на следующей основе ("Утвердительные предложения очень/умеренно/слабо характерны для моей организации"). Очки по каждой характеристике добавляют к каждой из семи категорий и сравнивают с самым высоким возможным счетом.