4.1 В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ЦРБ/756 от 26 мая 2000 года (с изменениями) запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны при наличии следующих износов и повреждений колесных пар ("Классификация неисправностей колесных пар и их элементов" должна соответствовать требованиям приложения 5 настоящей Инструкции), нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
а) трещины в любой части оси и колеса;
б) протертости средней части оси глубиной более 2,5 мм (5 мм по диаметру);
в) следы контакта (электроожог) с электродом или электросварочным проводом в любой части оси;
г) величины проката, толщины гребней и ободов, не соответствующие указанным в таблице 1.
При наличии на поверхности катания колес колесных пар:
грузовых вагонов:
- ползуна - 1 мм и более;
- навара - 1 мм и более;
- неравномерного проката (при обнаружении) - 2 мм и более:
пассажирских вагонов:
- ползуна - 1 мм и более;
- навара - 0,5 мм и более;
- неравномерного проката (при обнаружении) - 2 мм и более, а у колесных пар с приводом генератора всех типов (кроме плоскоременных) - 1 мм и более.
При необходимости, для выявления неравномерного проката ободов колес, вагоны следует прокатывать.
Таблица 1
Предельные размеры и износы ободов колес в эксплуатации
N пп | Род вагона | Прокат равномерный, мм не более | Толщина гребня, мм | Толщина обода, мм не менее | |
не более | не менее | ||||
1 | Грузовые вагоны | 9 | 33 | 25 | 22 |
2 | Пассажирские вагоны, обращающиеся со скоростями: | ||||
- до 120 км/ч | 7 | 33 | 25 | 30 | |
- свыше 120 км/ч, но не более 140 км/ч | 5 | 33 | 28 | 35 | |
- свыше 140 км/ч, но не более 146 км/ч | 5 | 33 | 30 | 40 | |
3 | Пассажирские вагоны местного и пригородного сообщения | 8 | 33 | 25 | 30 |
Примечание:
1. Расстояние между внутренними гранями ободов колес для грузовых вагонов, пассажирских местного и пригородного сообщения и обращающихся со скоростями до 120 км/ч должно быть не более 1443 мм и не менее 1437 мм, а для пассажирских вагонов, обращающихся со скоростями более 120 км/ч и менее 160 км/ч - не более 1443 мм и не менее 1439 мм (измеряется только у освобожденной от нагрузки колесной пары).
2. Равномерный прокат у колесных пар пассажирских вагонов с редукторно-карданным приводом от торца шейки оси должен быть не более 4 мм;
д) вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм;
е) ползуны на поверхности катания колес колесных пар глубиной более 1 мм (в период с сентября по март при толщине обода колес 35 мм и менее, глубиной более 0,5 мм). При обнаружении на промежуточной станции у вагона ползуна глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда (пассажирский со скоростью не выше 100 км/ч, грузовой не выше 70 км/ч) до ближайшего пункта технического обслуживания (ПТО), имеющего средства для смены колесных пар. При глубине ползуна более 2 мм, но не свыше 6 мм допускается следование поезда до ближайшей станции со скоростью не более 15 км/ч, а при ползуне свыше 6 мм до 12 мм - со скоростью не более 10 км/ч. При глубине ползуна свыше 12 мм разрешается следование поезда со скоростью не более 10 км/ч при условии исключения возможности вращения колесной пары;
ж) выщербины на поверхности катания цельнокатаных колес (рисунок 6) глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм (в период с сентября по март при толщине обода колес 35 мм и менее, глубиной более 5 мм и длиной более 25 мм) у грузовых вагонов и длиной более 25 мм у пассажирских, обнаруженных в пунктах формирования и оборота, Трещина в выщербине или расслоение, идущее в глубь металла, не допускается. Толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть менее допускаемой, Колесные пары с выщербинами на поверхности катания глубиной до 1 мм не бракуют независимо от их длины.