Положение о планово-предупредительном ремонте судоходных гидротехнических сооружений

2.1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

2.1.1. Этот вид обслуживания предусматривает состав работ, которые обеспечивают содержание сооружений и оборудования в исправном техническом состоянии и с хорошим внешним видом.

2.1.2. Техническое обслуживание при использовании сооружений и оборудования осуществляется повседневно эксплуатационным персоналом.

Проверять содержание и прослушивать в работе основное оборудование должны старшие специалисты (электрики, механики) гидроузла (шлюза) не реже одного раза в неделю с последующим занесением результатов проверки и прослушивания в Журнал профилактических осмотров и ремонтов оборудования.

2.1.3. При выполнении технического обслуживания при использовании сооружение находится в рабочем состоянии и его оборудование в любое время может быть приведено в действие. Эксплуатационный персонал не имеет права нарушать это условие и обязан при выполнении работ соблюдать меры предосторожности и правила безопасности труда.

2.1.4. Если в работе сооружений и оборудования есть неполадки, их следует устранять в первую очередь и ликвидировать причины их повторения.

2.1.5. В инструкциях по эксплуатации при техническом обслуживании при использовании должны быть предусмотрены следующие работы: внешний осмотр сооружений; проверка уровней воды в верхнем и нижнем бьефах; осмотр водомерных реек, их протирка; удаление отдельно плавающих предметов (бревен, мусора и т.п.) от затворов и ворот сооружений; поддержание в чистоте территории сооружений; очистка от мусора и посторонних предметов дорог и подъездных путей; уход за зелеными насаждениями; осмотр и очистка от мусора водосточных труб, ливнеотводных лотков, дренажных кюветов и т.д.; очистка и обтирка механизмов; устранение утечек масла в гидравлических механизмах; прослушивание механизмов, затворов и ворот во время их движения и определение на ощупь степени нагрева трущихся и других частей; добавление смазочного масла в узлы трения и проверка его поступления; проверка деталей соединений (болтов, винтов, гаек, шплинтов, стопорных планок и др.), пружин, концевых заделок канатов; проверка рабочих участков пластинчатых цепей, канатов, штанг и штоков силовых гидроцилиндров; проверка состояния устройств механической защиты (реле перегрузки и ослабления тяговых органов, предохранительных пальцев, работающих на срез, приводов выключателей, цепей управления и т.п.); проверка узлов и деталей предохранительных устройств от навала судов на рабочие ворота; визуальная проверка правильности положения затворов и ворот, исправности плавучих рымов; определение надежности тормозных устройств; внешний осмотр и прослушивание в работе электродвигателей, тормозных магнитов, электромагнитов золотников управления, аппаратуры контакторных панелей (магнитных контроллеров), пультов управления, панелей автоматики; проверка на ощупь степени нагрева электрооборудования и визуальная проверка контактных соединений шин и проводов силовых цепей при работе оборудования на обгорание; проверка правильности показаний указателей уровней, разности уровней и положений затворов и ворот, измерительных приборов на пультах и панелях, искателей повреждений, блинкеров, аппаратов защиты и блокировки; проверка горения ламп в цепях сигнализации, ламп наружного и внутреннего освещения; проверка наличия и состояния предупредительных плакатов на дверях помещений камер и ячеек высоковольтного оборудования и т.п.; консервация оборудования на зимний период.

2.1.6. Особенно тщательным должно быть техническое обслуживание в позднеосенний и ранневесенний периоды навигации в связи с понижением температуры воздуха и ухудшением метеорологических условий. В этот период больше внимания обращается на смазывание трущихся частей, особенно расположенных на открытом воздухе, с использованием соответствующих смазочных материалов, на предупреждение обмерзания электрических выключателей, блоков, цепей, канатов, примерзание уплотнений к закладным частям, затрудняющих маневрирование затворами. Образующиеся на затворах и их опорно-ходовых частях наледи, утяжеляющие конструкции и мешающие их движению, необходимо удалять. При низких температурах следует поддерживать необходимую вязкость масла в гидроприводах, редукторах, лубрикаторах и т.д. Осуществляется постоянный уход за устройствами по продлению навигации.

2.1.7. В межнавигационный период основное внимание при техническом обслуживании за сооружениями и оборудованием  необходимо обращать на защиту их от вредного влияния атмосферных факторов (низких температур, льда, снега, сырости и т.п.), своевременно очищать кровли от снега, поддерживать майны у затворов и ворот, обеспечивать исправность находящегося в работе электротехнического и механического оборудования (подстанций, средств откачки камер и поддержания майн, отопительного и осветительного оборудования, ремонтных механизмов и приспособлений).

2.1.8. В весенний период особое внимание следует уделять подготовке сооружений и оборудования к пропуску половодья и выполнению предпаводковых мероприятий, а также работе сооружений в ледовых условиях.