Статус документа
Статус документа

Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути

3.2. Шпалы и переводные брусья

3.2.1. Укладываемые в путь деревянные шпалы и переводные брусья должны быть пропитаны антисептиками. Их концы должны быть закреплены от растрескивания в соответствии с требованиями Инструкции по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог колеи 1520 мм.

Форма и размеры деревянных и железобетонных шпал и брусьев приведены в приложении 3 к настоящей Инструкции.

3.2.2. Забивка в шпалы и брусья костылей и завертывание шурупов должны производиться в предварительно просверленные и антисептированные отверстия. Просверливаемые отверстия для костылей должны иметь глубину 130 мм и диаметр 12,7 мм при мягких породах древесины и 14 мм при твердых породах, а отверстия под шурупы - диаметр 16 мм и глубину 155 мм.

При выполнении перешивочных работ должны применяться пластинки-закрепители длиной 110 мм сечением 4х15 мм.

3.2.3. Шпалы по отношению к оси пути должны располагаться: на прямых участках - перпендикулярно; на кривых - по нормали.

Брусья на стрелочных переводах располагаются в соответствии с утвержденными эпюрами (приложение 5).

3.2.4. Концы шпал с полевой стороны на двухпутных участках (с правой стороны по счету километров - на однопутных) должны быть выравненными.

3.2.5. Расстояния между осями шпал должны соответствовать эпюре шпал данного класса пути; отклонения от эпюрных значений допускаются не более 8 см при деревянных шпалах и 4 см при железобетонных шпалах.

3.2.6. Виды дефектов и признаки негодности деревянных и железобетонных шпал и брусьев, а также условия их замены при текущем содержании пути приведены в табл.3.6, 3.7.

Таблица 3.6. Основные дефекты деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев

Дефекты шпалы, бруса

Схематическое изображение дефекта

Степень развития дефекта, при котором шпалы и брусья

подлежат ремонту в пути

подлежат замене в плановом порядке и последующему ремонту в мастерских

подлежат первоочередной замене (негодные, не обеспечивающие стабильность рельсовой колеи)

Продольные трещины с обнаженной непропитанной древесиной, расколы на торцах

Трещины длиной () по верхней пласти до 0,5 м раскрытием () до 5 мм и сквозные расколы на торцах по всей толщине длиной на пластях до
0,3 м

Трещины длиной более 0,5 м раскрытием более 5 мм, кроме сквозного раскола. Расколы по всей толщине длиной по верхней пласти от 0,3 м до 2/3 длины шпалы или 1/2 длины бруса, не заходящего под подкладки

Сквозные расколы по всей длине шпалы и более 1/2 длины бруса. Сквозные расколы, заходящие под подкладку

Износ древесины под подкладками (в том числе в сочетании с гнилью)

На глубину () до 20 мм для I типа и до 10 мм для II и III типа

На глубину () для шпал: I типа - от 20 до 40 мм; II и III типа - от 10 до 30 мм.

Для брусьев: I типа - от 20 до 30 мм ; II и III типа - от 10 до 30 мм

На глубину () для I типа - более 40 мм; II и III типа - более 30 мм.

Для брусьев всех типов более 30 мм

Разработанные отверстия для прикрепителей в сочетании с гнилью

До 20 мм костыльные; до 25 мм шурупные.

Следы смещения подкладок отсутствуют

От 20 до 30 мм костыльные; от 25 до 40 мм шурупные.

Наблюдается смещение подкладок до 5 мм

Более 30 мм костыльные; более 40 мм шурупные.

Наблюдается смещение подкладок на 5 мм и более

Гниль древесины на верхней пласти и в зоне подкладок

Глубиной () до 20 мм для I типа и до 10 мм для II и III типа длиной () до 0,3 мм

Глубиной для шпал:

I типа - от 20 до 40 мм;

II типа - от 10 до 30 мм;

III типа - от 10 до 20 мм.

Для брусьев:

I типа - от 20 до 30 мм;

II и III типа - от 10 до 30 мм.

Длиной для шпал и брусьев от 0,3 до 1,0 м

Глубиной под подкладками для шпал:

I типа - более 40 мм;

II типа - более 30 мм;

III типа на станционных путях - более 30 мм;

для брусьев всех типов - 30 мм.

Глубиной вне подкладок - на 50 мм и более для всех типов шпал и брусьев.

Длиной более 1,0 м

Выколы кусков древесины между трещинами

Длиной () до 0,3 м глубиной 20 мм, не нарушающие работу скреплений

Длиной () до 2/3 длины шпалы и 1/2 длины бруса, не нарушающие работу скреплений

Выколы, заходящие под подкладку и нарушающие работу скреплений

Поперечные изломы

-

В зоне между торцом шпалы (бруса) и подкладки на одиночной шпале (брусе)

В зоне подкладок и между ними. В зоне между торцом и подкладкой при двух и более подряд шпалах (брусьях)

Загнивание торцов

-

Суммарной длиной () 0,25 м и более

Заходящее в зону подкладок



Таблица 3.7. Основные дефекты железобетонных шпал и меры по их предупреждению и устранению

Номер дефекта

Степень развития дефекта

Вид дефекта

Схематическое изображение дефекта

Основные причины появления и развития дефекта

Меры по предупреждению и устранению дефекта

11.1

Первая

Поперечные трещины в подрельсовой части шпалы

Просадки в стыках; растянутые зазоры в стыках; вертикальные ступени или седловины в стыках; неравномерная подбивка шпалы

Выправка пути в стыках с подбивкой шпал; регулировка зазоров; шлифовка рельса в месте ступеньки

11.2

Вторая

Излом шпалы в подрельсовой зоне

То же

Замена шпалы в плановом порядке

12.1

Первая

Поперечные трещины в средней части шпалы

Неправильное опирание шпалы на балласт (опирание середины при отрясенных концах или только концов шпал)

Сплошная выправка пути с нормальной подбивкой шпал (в подрельсовой зоне на длине 1 м от конца шпалы)

12.2

Вторая

Излом шпалы в средней части

То же

Замена шпалы в плановом порядке

21.1

Первая

Продольная трещина, проходящая через отверстия для закладных болтов

Передача сил угона рельсов на закладные болты из-за слабого их закрепления

Сплошное закрепление закладных болтов

21.2

Вторая

Продольный раскол шпалы

То же

Замена шпалы в плановом порядке

31.1
31.2
32.1
32.2

Первая и вторая

Сколы бетона шпалы

Удары по шпалам при их подбивке, транспортировке, разгрузке и т.д.

Замена шпалы при сколе по всей длине упорной грани в плановом порядке

                  

3.2.7. В местах расположения негодных деревянных шпал и брусьев, выявленных при осмотрах, на шейке рельса наносятся следующие отметки: над шпалами, подлежащими первоочередной замене - белые пятна на правой и левой нитях; над шпалами, подлежащими замене в плановом порядке, - белое пятно на правой по счету километров рельсовой нити; над шпалами, подлежащими ремонту - кружок мелом или белым карандашом на правой нити.

Количество негодных шпал в "кустах" определяется по разметке на левой нити, а общее количество негодных шпал - по разметке на правой нити.

Количество негодных брусьев в "кустах" на стрелочных переводах, лежащих на путях 1-3-го классов и металлических мостах, определяется по разметке на правой по счету километров нити.

На остальных стрелочных переводах количество негодных брусьев в "кустах" определяется по разметке на левой нити в направлении остряков к крестовине.

3.2.8. При одиночной замене негодных шпал, как правило, в путь должны укладываться старогодные шпалы, снятые при капитальных ремонтах пути.

3.2.9. С целью усиления пути и сбережения деревянных шпал допускается на путях 3-5-го классов укладывать вместо негодных деревянных шпал старогодные железобетонные шпалы по схемам, утвержденным МПС.