3.2.1. Укладываемые в путь деревянные шпалы и переводные брусья должны быть пропитаны антисептиками. Их концы должны быть закреплены от растрескивания в соответствии с требованиями Инструкции по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог колеи 1520 мм.
Форма и размеры деревянных и железобетонных шпал и брусьев приведены в приложении 3 к настоящей Инструкции.
3.2.2. Забивка в шпалы и брусья костылей и завертывание шурупов должны производиться в предварительно просверленные и антисептированные отверстия. Просверливаемые отверстия для костылей должны иметь глубину 130 мм и диаметр 12,7 мм при мягких породах древесины и 14 мм при твердых породах, а отверстия под шурупы - диаметр 16 мм и глубину 155 мм.
При выполнении перешивочных работ должны применяться пластинки-закрепители длиной 110 мм сечением 4х15 мм.
3.2.3. Шпалы по отношению к оси пути должны располагаться: на прямых участках - перпендикулярно; на кривых - по нормали.
Брусья на стрелочных переводах располагаются в соответствии с утвержденными эпюрами (приложение 5).
3.2.4. Концы шпал с полевой стороны на двухпутных участках (с правой стороны по счету километров - на однопутных) должны быть выравненными.
3.2.5. Расстояния между осями шпал должны соответствовать эпюре шпал данного класса пути; отклонения от эпюрных значений допускаются не более 8 см при деревянных шпалах и 4 см при железобетонных шпалах.
3.2.6. Виды дефектов и признаки негодности деревянных и железобетонных шпал и брусьев, а также условия их замены при текущем содержании пути приведены в табл.3.6, 3.7.
Таблица 3.6. Основные дефекты деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев
Дефекты шпалы, бруса | Схематическое изображение дефекта | Степень развития дефекта, при котором шпалы и брусья | ||
подлежат ремонту в пути | подлежат замене в плановом порядке и последующему ремонту в мастерских | подлежат первоочередной замене (негодные, не обеспечивающие стабильность рельсовой колеи) | ||
Продольные трещины с обнаженной непропитанной древесиной, расколы на торцах | Трещины длиной () по верхней пласти до 0,5 м раскрытием () до 5 мм и сквозные расколы на торцах по всей толщине длиной на пластях до | Трещины длиной более 0,5 м раскрытием более 5 мм, кроме сквозного раскола. Расколы по всей толщине длиной по верхней пласти от 0,3 м до 2/3 длины шпалы или 1/2 длины бруса, не заходящего под подкладки | Сквозные расколы по всей длине шпалы и более 1/2 длины бруса. Сквозные расколы, заходящие под подкладку | |
Износ древесины под подкладками (в том числе в сочетании с гнилью) | На глубину () до 20 мм для I типа и до 10 мм для II и III типа | На глубину () для шпал: I типа - от 20 до 40 мм; II и III типа - от 10 до 30 мм. | На глубину () для I типа - более 40 мм; II и III типа - более 30 мм. | |
Разработанные отверстия для прикрепителей в сочетании с гнилью | До 20 мм костыльные; до 25 мм шурупные. | От 20 до 30 мм костыльные; от 25 до 40 мм шурупные. | Более 30 мм костыльные; более 40 мм шурупные. | |
Гниль древесины на верхней пласти и в зоне подкладок | Глубиной () до 20 мм для I типа и до 10 мм для II и III типа длиной () до 0,3 мм | Глубиной для шпал: | Глубиной под подкладками для шпал: | |
Выколы кусков древесины между трещинами | Длиной () до 0,3 м глубиной 20 мм, не нарушающие работу скреплений | Длиной () до 2/3 длины шпалы и 1/2 длины бруса, не нарушающие работу скреплений | Выколы, заходящие под подкладку и нарушающие работу скреплений | |
Поперечные изломы | - | В зоне между торцом шпалы (бруса) и подкладки на одиночной шпале (брусе) | В зоне подкладок и между ними. В зоне между торцом и подкладкой при двух и более подряд шпалах (брусьях) | |
Загнивание торцов | - | Суммарной длиной () 0,25 м и более | Заходящее в зону подкладок |
Таблица 3.7. Основные дефекты железобетонных шпал и меры по их предупреждению и устранению
Номер дефекта | Степень развития дефекта | Вид дефекта | Схематическое изображение дефекта | Основные причины появления и развития дефекта | Меры по предупреждению и устранению дефекта |
11.1 | Первая | Поперечные трещины в подрельсовой части шпалы | Просадки в стыках; растянутые зазоры в стыках; вертикальные ступени или седловины в стыках; неравномерная подбивка шпалы | Выправка пути в стыках с подбивкой шпал; регулировка зазоров; шлифовка рельса в месте ступеньки | |
11.2 | Вторая | Излом шпалы в подрельсовой зоне | То же | Замена шпалы в плановом порядке | |
12.1 | Первая | Поперечные трещины в средней части шпалы | Неправильное опирание шпалы на балласт (опирание середины при отрясенных концах или только концов шпал) | Сплошная выправка пути с нормальной подбивкой шпал (в подрельсовой зоне на длине 1 м от конца шпалы) | |
12.2 | Вторая | Излом шпалы в средней части | То же | Замена шпалы в плановом порядке | |
21.1 | Первая | Продольная трещина, проходящая через отверстия для закладных болтов | Передача сил угона рельсов на закладные болты из-за слабого их закрепления | Сплошное закрепление закладных болтов | |
21.2 | Вторая | Продольный раскол шпалы | То же | Замена шпалы в плановом порядке | |
31.1 | Первая и вторая | Сколы бетона шпалы | Удары по шпалам при их подбивке, транспортировке, разгрузке и т.д. | Замена шпалы при сколе по всей длине упорной грани в плановом порядке |
3.2.7. В местах расположения негодных деревянных шпал и брусьев, выявленных при осмотрах, на шейке рельса наносятся следующие отметки: над шпалами, подлежащими первоочередной замене - белые пятна на правой и левой нитях; над шпалами, подлежащими замене в плановом порядке, - белое пятно на правой по счету километров рельсовой нити; над шпалами, подлежащими ремонту - кружок мелом или белым карандашом на правой нити.
Количество негодных шпал в "кустах" определяется по разметке на левой нити, а общее количество негодных шпал - по разметке на правой нити.
Количество негодных брусьев в "кустах" на стрелочных переводах, лежащих на путях 1-3-го классов и металлических мостах, определяется по разметке на правой по счету километров нити.
На остальных стрелочных переводах количество негодных брусьев в "кустах" определяется по разметке на левой нити в направлении остряков к крестовине.
3.2.8. При одиночной замене негодных шпал, как правило, в путь должны укладываться старогодные шпалы, снятые при капитальных ремонтах пути.
3.2.9. С целью усиления пути и сбережения деревянных шпал допускается на путях 3-5-го классов укладывать вместо негодных деревянных шпал старогодные железобетонные шпалы по схемам, утвержденным МПС.