3.1.1. Основной тип укладываемых в путь рельсов - Р65. В пути лежат также рельсы Р75, Р50 и легче. Характеристики рельсов приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции.
3.1.2. Стандартная длина рельсов - 25 и 12,5 м; укороченных 24,92; 24,84; 12,46; 12,42; 12,38 м.
Длина рельсовых плетей бесстыкового пути устанавливается проектом в зависимости от местных условий.
3.1.3. Рельсы в пути как на прямых, так и на кривых участках, имеют подуклонку 1/20 (наклон внутрь колеи относительно поверхности шпал).
При деревянных шпалах такая подуклонка рельсов обеспечивается за счет металлических подкладок, а при железобетонных шпалах - за счет такой же подуклонки подрельсовой площадки на шпалах.
Подуклонка рельсов не должна быть меньше 1/60 и больше 1/12, а по внутренней рельсовой нити в кривых при возвышении наружной нити свыше 85 мм - соответственно 1/30 и 1/12.
Перед и за стрелочными переводами, на которых рельсы не имеют подуклонки, устраивается плавный переход от подуклоненного к неподуклоненному положению рельса на длине не менее 3 м: на деревянных шпалах - путем затески шпал под подкладками или за счет укладки подкладок с переходной подуклонкой; на железобетонных шпалах - путем укладки брусьев с переходной подуклонкой подрельсовой площадки.
3.1.4. Стыкование рельсов между собой производится с помощью шести- или четырехдырных накладок и болтов с пружинными шайбами (рис.3.1, 3.2) или тарельчатыми пружинами установленных типов.
Рис.3.1. Стыковое и промежуточное костыльное скрепление при рельсах Р65, Р75:
1 - подкладка Д65; 2 - гайка М27; 3 - пружинная одновитковая шайба; 4 - рельс типа Р65; 5 - двухголовая накладка; 6 - путевой болт М27х160; 7 - путевой костыль; 8 - прокладка под подкладку
Рис.3.2. Стыковое и промежуточное скрепление КБ65 на железобетонных шпалах с рельсами Р65 и Р75:
1 - прокладка под подкладку КБ; 2 - подкладка КБ; 3 - гайка М22х22; 4 - болт М22х75; 5 - двухвитковая шайба; 6 - клемма; 7 - болт М22х75; 8 - скоба для изолирующей втулки КБ; 9 - изолирующая втулка КБ; 10 - прокладка под подошву рельса
Характеристики накладок и подкладок приведены в приложении 2.
Во избежание образования вертикальных и горизонтальных ступенек при смене рельсов в процессе эксплуатации, концы укладываемых рельсов должны иметь одинаковую с концами лежащих в пути рельсов высоту и ширину головки.
Рельсы, имеющие вертикальные и горизонтальные ступеньки более 1 мм, должны соединяться переходными накладками, а на путях 4-го и 5-го классов может быть произведена их наплавка (пониженного конца рельса) или шлифовка. До проведения этих работ (на срок не более 3 суток) скорости пропуска поездов по стыкам с вертикальными и горизонтальными ступеньками должны быть не более приведенных в табл.3.1.
Таблица 3.1. Условия пропуска поездов по стыкам со ступеньками
Величина ступеньки | Скорость движения, км/ч, при температуре воздуха | |
выше -25 °С | -25 °С и ниже | |
Более 1 до 2 | 80 | 50 |
Более 2 до 4 | 40 | 25 |
Более 4 до 5 | 15 | 15 |
Более 5 | Движение закрывается |
При постоянной эксплуатации ступеньки в стыках более 2 мм не допускаются.
3.1.5. Переход от рельсов одного типа к рельсам другого типа осуществляют с использованием переходных рельсов или переходных накладок (рис.3.3, 3.4).
Рис.3.3. Переходной рельс типа Р65/Р50
Рис.3.4. Переходной стык Р65/Р50
3.1.6. Гайки стыковых болтов должны затягиваться с усилием, соответствующим следующему крутящему моменту:
с пружинными одновитковыми шайбами при рельсах типов Р65 и Р75 - 600 Н·м (60 кгс·м); при рельсах типа Р50 - 450 Н·м (45 кгс·м); при рельсах типов Р65 и Р75 и высокопрочных стыковых болтах (устанавливаются в стыках уравнительных пролетов бесстыкового пути) гайки затягивают с усилием 1100 Н·м (110 кгс·м);
с тарельчатыми пружинами при рельсах типов Р65 и Р75 - 350 Н·м (35 кгс·м). В стыках уравнительных рельсов на болты устанавливают по две тарельчатых пружины "одна в одну" и затягивают гайки с крутящим моментом 600 Н·м (60 кгс·м).