2.2.1. Исходя из целей наиболее рационального определения видов и сроков выполнения работ по устранению и предупреждению появления отступлений от номинальных параметров и норм устройства рельсовой колеи при условии обеспечения безопасности движения поездов, оценка отступлений от номинальных значений параметров, контролируемых путеизмерительным вагоном, производится по четырем степеням, регламентированным в зависимости от установленных скоростей движения поездов по принципу: чем выше установленные скорости движения поездов, тем жестче допускаемые величины степеней отступлений и требования, предъявляемые к содержанию пути.
2.2.2. Величины степеней отступлений по всем контролируемым параметрам от номинальных, в зависимости от установленных скоростей движения поездов, приведены в табл.2.3-2.5.
Таблица 2.3. Величины степеней отступлений по ширине колеи
Установленная скорость движения поездов (числитель - пассажирских; знаменатель - грузовых), км/ч | Сте- | Уширение колеи при номинале, мм | Сужение колеи при номинале, мм | ||||||||
1520 | 1524 | 1530 | 1535 | 1540 | 1520 | 1524 | 1530 | 1535 | 1540 | ||
101-140/81-90 | I | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | - |
II | 14 | 14 | 14 | 9 | - | 6 | 10 | 10 | 12 | - | |
III | 16 | 16 | 16 | 11 | - | 8 | 12 | 12 | 15 | - | |
Более | |||||||||||
IV | 16 | 16 | 16 | 11 | 6 | 8 | 12 | 12 | 15 | - | |
61-100/61-80 | I | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
II | 18 | 16 | 14 | 9 | 8 | 6 | 10 | 10 | 12 | 15 | |
III | 22 | 20 | 16 | 11 | - | 8 | 12 | 15 | 18 | 20 | |
Более | |||||||||||
IV | 22 | 20 | 16 | 11 | 8 | 8 | 12 | 15 | 18 | 20 | |
26-60/26-60 | I | 8 | 8 | 8 | 8 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
II | 20 | 16 | 14 | 11 | 8 | 6 | 10 | 10 | 12 | 15 | |
III | 26 | 22 | 16 | 13 | - | 8 | 12 | 15 | 18 | 20 | |
Более | |||||||||||
IV | 26 | 22 | 16 | 13 | 8 | 8 | 12 | 15 | 18 | 20 | |
25 и менее | I | 10 | 10 | 10 | 10 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
II | 26 | 22 | 16 | 11 | 8 | 6 | 10 | 10 | 12 | 15 | |
III | 28 | 24 | 18 | 13 | - | 8 | 12 | 15 | 18 | 20 | |
Более | |||||||||||
Закрывается движение поездов | IV | 28 | 24 | 18 | 13 | 8 | 8 | 12 | 15 | 18 | 20 |
_______________ Для участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. (включительно) - 6 мм. То же - 8 мм. То же - 10 мм. Для участков со скоростями движения поездов до 50 км/ч - 10 мм. Примечания. 1. При ширине колеи более 1548 мм и менее 1512 мм (на участках с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. - 1510 мм) закрывается движение поездов. 2. При наличии в кривых радиусом 1200 м и менее бокового износа головки рельсов величина отклонения по уширению, не требующая устранения, может быть повышена на величину фактического износа внутренней грани головки рельса наружной нити, но не более чем 15 мм, при этом ширина колеи не должна превышать значений, установленных для III степени. |
Таблица 2.4. Величины степеней отступлений по уровню, перекосам и просадкам
Установленная скорость движения поездов (числитель - пассажирских; знаменатель - грузовых), км/ч | Степень отступления | Величина отступления, мм | ||
Уровень* | Перекос | Просадка | ||
121-140/80-90 | I | 6 | 8 | 10 |
II | 16 | 12 | 15 | |
III | 20 | 16 | 20 | |
Более | ||||
IV | 20 | 16 | 20 | |
61-120/51-80 | I | 8 | 10 | 10 |
II | 20 | 16 | 20 | |
III | 25 | 20 | 25 | |
Более | ||||
IV | 25 | 20 | 25 | |
41-60 | I | 10 | 12 | 12 |
II | 25 | 20 | 25 | |
III | 30 | 25 | 30 | |
Более | ||||
IV | 30 | 25 | 30 | |
16-40 | I | 12 | 14 | 15 |
II | 30 | 25 | 30 | |
III | 35 | 30 | 35 | |
Более | ||||
IV | 35 | 30 | 35 | |
15 | I | 15 | 16 | 18 |
II | 35 | 30 | 35 | |
III | 50 | 50 | 45 | |
Более | ||||
Закрывается движение поездов | IV | 50 | 50 | 45 |
_______________ * Исключая участки, где номинальный отвод возвышения наружного рельса кривой устроен на прямой. Примечание. При превышении одной рельсовой нити относительно другой в кривых участках пути в любом сечении (в том числе в местах отдельных просадок, перекосов, отступлений по уровню) более 150 мм движение поездов закрывается. |
Таблица 2.5. Величины степеней отступлений в плане
Установленная скорость движения поездов (числитель - пассажирских; знаменатель - грузовых), км/ч | Степень отступления | Разность смежных стрел, измеренных от середины хорды длиной 20 м, мм, при длине неровности пути | |
До 20 м включительно | Более 20 до 40 м включительно | ||
121-140/81-90 | I | 10 | 15 |
II | 15 | 25 | |
III | 25 | 35 | |
Более | |||
IV | 25 | 35 | |
81-120/71-80 | I | 10 | 15 |
II | 25 | 35 | |
III | 35 | 40 | |
Более | |||
IV | 35 | 40 | |
61-80/61-70 | I | 15 | 25 |
II | 35 | 40 | |
III | 40 | 50 | |
Более | |||
IV | 40 | 50 | |
41-60 | I | 20 | 30 |
II | 40 | 50 | |
III | 50 | 65 | |
Более | |||
IV | 50 | 65 | |
16-40 | I | 25 | 35 |
II | 50 | 65 | |
III | 65 | 90 | |
Более | |||
IV | 65 | 90 | |
15 | I | 30 | 40 |
II | 65 | 90 | |
III | 100 | 100 | |
Более | |||
Закрывается движение поездов | IV | 100 | 100 |
К I степени относятся отступления, находящиеся в пределах норм устройства рельсовой колеи и не требующие выполнения работ по их устранению, поэтому они не учитываются при расшифровке путеизмерительных лент.
Ко II степени относятся отступления, как правило, не требующие уменьшения установленной скорости движения поездов, но оказывающие влияние на плавность движения подвижного состава и интенсивность расстройства пути, особенно при частом повторении таких отступлений на километре. Они служат показателем необходимости проведения профилактических работ по выправке пути, поэтому учитываются при расшифровке путеизмерительных лент и служат критерием для определения очередности проведения на километре планово-предупредительной выправки. При большом количестве таких отступлений на километре планируется сплошная выправка пути; при малом количестве - выборочная выправка (только в местах отступлений).
К III степени относятся отступления, которые при неустранении их после обнаружения могут за период до очередной проверки пути путеизмерительным вагоном достичь величин, значительно ухудшающих плавность движения поездов и повышающих интенсивность накопления остаточных деформаций пути, а некоторые из них могут даже перерасти в отступления, требующие уменьшения установленной скорости движения поездов. Поэтому такие отступления устраняются в первоочередном порядке (в течение двух-трех дней после обнаружения). При наличии на километре более шести (более трех при скоростях движения 60 км/ч и менее) отступлений III степени уменьшается установленная скорость движения поездов. В таких случаях работы по устранению отступлений III степени производятся без промедления.
К IV степени относятся отступления, вызывающие увеличение сил взаимодействия пути и подвижного состава до таких значений, которые при наличии неблагоприятных сочетаний с отступлениями в содержании и загрузке подвижного состава, нарушениях режима ведения поезда и других могут привести к сходу его с рельсов. Поэтому при обнаружении отступлений IV степени уменьшается скорость или закрывается движение поездов (в зависимости от фактической величины отступления). Работы по устранению отступлений IV степени производятся без промедления.
Требуют ограничения установленной скорости движения поездов также следующие отступления:
сочетание отступления в плане III степени с перекосом или просадкой III степени для данного интервала скоростей; при этом к сочетающимся относятся отступления, расстояния между вершинами которых, измеренные по нулевой линии на прямой, накладываются одно на другое;
три и более смежных отступления в плане III степени на длине 75 м и менее по рихтовочной нити на кривых; на прямых - независимо от нити;
смежные отклонения по уровню в разные стороны (аналогичные перекосу) с расстоянием между вершинами отклонений от 10 до 15 мм на ленте (от 20 до 30 м на пути) с амплитудой, равной удвоенной величине отклонения III степени для данного интервала скоростей;
более шести (более трех - на участках со скоростями движения 60 км/ч и менее) отступлений III степени на километре: по уровню, перекосам, просадкам, отклонениям в плане (без учета отступлений III степени по ширине колеи);
три и более просадки подряд величиной более 15 мм (без учета засечек) периодически повторяющиеся по обеим нитям на длине до 30 м (на участках со скоростями движения более 60 км/ч);
отступления III степени по уровню, в плане, перекосы, просадки на мостах и в тоннелях длиной от 25 до 100 м и на подходах к ним по 200 м в каждую сторону, а также на мостах и в тоннелях длиной более 100 м и на подходах к ним по 500 м в каждую сторону.
2.2.3. При несовпадении отводов возвышения наружного рельса кривой и кривизны, измеряемых соответственно по нулевым (средним) линиям на записи уровня и стрел, на величину более 20 м необходимость уменьшения установленной скорости движения поездов по данной кривой определяется по величине непогашенного ускорения и скорости ее измерения .
Величина непогашенного ускорения в -м сечении несовпадения отводов, м/с
, (2.7)
где - максимальная допускаемая скорость движения пассажирских поездов по кривой, км/ч; - возвышение наружного рельса переходной кривой в -м сечении несовпадения отводов возвышения и кривизны, определяемое по нулевой линии на записи уровня в масштабе 2:1, мм; - радиус переходной кривой в -м сечении несовпадения отводов, определяемый в таких случаях по формуле
, (2.8)
где - радиус круговой кривой по данным дистанции пути, м; - длина отвода кривизны, определяемая по проекции нулевой линии отвода на горизонтальную прямую, м; - расстояние от начала отвода кривизны до -го сечения несовпадения отводов, м.