2.1.1. Железнодорожный путь в профиле и плане должен соответствовать утвержденной документации и требованиям настоящей Инструкции.
2.1.2. Круговые кривые радиусом 4000 м и менее должны сопрягаться с прямыми участками переходными кривыми, кроме кривых на стрелочных переводах и случаев, когда по условиям плана линии осуществить это не представляется возможным (закрестовинные кривые, а также кривые, смежные с прямой вставкой недостаточной длины).
2.1.3. В кривых участках пути наружная рельсовая нить устраивается и содержится выше внутренней. Величина возвышения , мм, определяется по формуле:
, (2.1)
где - приведенная скорость поездопотока, км/ч; - радиус кривой, м.
Приведенная скорость поездопотока
, (2.2)
где - масса поезда данного (-го) вида (пассажирского, грузового груженого и порожнего, пригородного), т брутто; - суточное количество поездов -го вида; - средняя скорость движения поездов -го вида на рассматриваемой кривой, определяемая по локомотивным скоростемерным лентам выборочно в различные периоды года (весной, летом, осенью, зимой - по пять-шесть лент), км/ч.
Величина возвышения проверяется по формуле:
, (2.3)
где - минимальное расчетное возвышение наружного рельса, мм; - максимальная допускаемая скорость пассажирских поездов, установленная приказом начальника железной дороги для данной кривой радиуса , которая не должна превышать скорости, получаемой по тяговому расчету для ведущей серии локомотивов, км/ч; 115 - величина допускаемого максимального недовозвышения наружного рельса, рассчитанная из условия непревышения установленной нормы непогашенного ускорения для пассажирских поездов (0,7 м/с).
Из полученных по формулам (2.1), (2.3) величин возвышения принимается большее и округляется до значения, кратного 5.
В зависимости от конкретных условий работы пути в кривой (интенсивности износа рельсов по одной и другой нитям), полученная расчетом величина возвышения, при необходимости, может корректироваться в пределах нормативов непогашенных ускорений.
Независимо от радиуса кривой возвышение наружного рельса с учетом допусков не должно превышать 150 мм.
В кривых, расположенных на участках рекуперативного торможения, рекомендуется для компенсации действия продольных сжимающих сил увеличивать полученное расчетом возвышение на величину до 20%, а на кривых, расположенных на руководящих подъемах и близких к ним, для компенсации продольных растягивающих сил уменьшать полученное расчетом возвышение на величину до 15%. При этом должны соблюдаться нормативы по предельным непогашенным ускорениям.
В целях сокращения расходов на содержание пути при проведении ремонтных работ величину возвышения наружного рельса в кривых рекомендуется устанавливать исходя из непогашенного ускорения 0,3 м/с для грузовых поездов.
2.1.4. На перегонах и станциях, расположенных на кривых, возвышение наружного рельса на главных и приемоотправочных путях устанавливается с учетом как допускаемых скоростей движения поездов, так и габаритов приближения строений в соответствии с Инструкцией по применению габаритов приближения строений.
Стрелочные переводы, расположенные на главных путях в кривых с возвышением наружной нити, устраиваются также с возвышением наружной нити, если переводная кривая совпадает по направлению с кривым участком пути. При этом величина возвышения наружной нити на стрелочном переводе должна быть не более 75 мм. Если же переводная кривая стрелочного перевода не совпадает по направлению с кривым участком пути, то возвышение на таких стрелочных переводах, как правило, не устраивается; при этом скорость движения поездов по такому стрелочному переводу должна определяться по Нормам допускаемых скоростей движения локомотивов и вагонов по железнодорожным путям колеи 1520/1524 мм МПС России. Допускается на таких стрелочных переводах устраивать возвышение наружного рельса по главному пути величиной не более 20 мм. Скорость движения поездов по ответвленной переводной кривой в таких случаях должна быть не более 15 км/ч.
На приемоотправочных путях, расположенных на кривых, а также на закрестовинных кривых, где установленные скорости движения 25 км/ч и менее, возвышение наружного рельса, как правило, не устраивается.
Переводные кривые стрелочных переводов, расположенных на прямых участках, содержатся без возвышения наружного рельса.
Закрестовинные кривые на путях следования пассажирских и грузовых поездов со скоростью более 25 км/ч должны иметь возвышения наружного рельса. Отвод возвышения должен начинаться за последним переводным брусом, но не ближе 2 м от заднего стыка крестовины. При возможности устройства отвода возвышения с допускаемым по табл.2.1 уклоном делается полное возвышение. Если такой отвод неосуществим, то величина возвышения наружного рельса устанавливается начальником службы пути с соблюдением допустимой крутизны отвода.
Таблица 2.1. Рекомендуемые (при сплошной выправке переходных кривых и производстве ремонтных работ) и предельно допускаемые уклоны отводов возвышения наружного рельса в кривых
Уклоны отвода возвышения, мм/м | Установленная скорость движения поездов, км/ч | |
рекомендуемые | предельно допускаемые | |
0,5 | 0,7 | 140 |
0,8 | 1,0 | 120 |
0,9 | 1,2 | 110 |
1,0 | 1,4 | 100 |
1,2 | 1,6 | 90 |
1,4 | 1,7 | 85 |
1,6 | 1,9 | 80 |
1,8 | 2,1 | 75 |
1,9 | 2,3 | 70 |
2,0 | 2,5 | 65 |
2,1 | 2,7 | 60 |
2,3 | 2,9 | 55 |
2,5 | 3,0 | 50 |
2,7 | 3,1 | 40 |
3,0 | 3,2 | 25 |
Более 3,2 | Закрывается движение поездов |
Постановка закрестовинных кривых в плане должна производиться по ординатам.
2.1.5. Отводы возвышения наружного рельса кривой и кривизны при переходе от прямых к кривым, и наоборот, устраиваются на протяжении переходных кривых.
Начало и конец отвода возвышения наружного рельса кривой и кривизны должны совпадать с точками НПК (начало переходной кривой) и КПК (конец переходной кривой).
В стесненных условиях допускается устройство отводов возвышения без переходных кривых: либо на протяжении прямой, либо по 50% - на прямой и кривой (без соблюдения условия совпадения отводов возвышения и кривизны). При этом должны соблюдаться требования непревышения величины непогашенного ускорения 0,7 м/с и скорости его изменения 0,6 м/с.