5.1 Общие положения
В настоящее время ряд законов и постановлений Правительства РФ определяют требования в области учета тепловой энергии (N 190-ФЗ от 27.07.2010, N 261-ФЗ от 23.11.2009, N 354 от 06.05.2011). В этих документах определены объекты, на которых необходимо установить приборы учета, сроки реализации, организации, ответственные за установку приборов.
Организацию работ по внедрению коммерческого учета тепловой энергии можно разбить на три этапа:
1. Определение объема работ, решение вопросов финансирования и составление поадресного графика выполнения работ.
2. Проведение проектных, монтажных и пуско-наладочных работ.
3. Организация службы эксплуатации узлов учета тепловой энергии.
Так как процесс установки УУТЭ в той или иной степени уже проводился в каждом регионе, при составлении программы надо максимально ориентироваться на накопленный опыт эксплуатации приборов, сложившуюся стоимость работ, имеющуюся ремонтно-поверочную базу. При выборе конкретных приборов следует ограничить номенклатуру применяемых приборов из числа успешно зарекомендовавших себя в данном регионе.
Следует также своевременно подготовить службу обработки показаний теплосчетчиков и начислений платежей на основе этих показаний. В перспективе необходимо ориентироваться на автоматизированные системы сбора и обработки показаний теплосчетчиков, контроля и анализа работы систем теплоснабжения.
5.2 Определение количества УУТЭ
5.2.1 Точки учета тепловой энергии
На рис.5.1 схематично представлена система централизованного теплоснабжения с нанесенными на ней точками учета тепловой энергии.
К ним относятся:
1. Вывод тепловой сети от источника теплоснабжения (на каждой магистрали отдельно);
2. Точки передачи теплоносителя в смежные тепловые сети или смежным организациям (если тепловая сеть эксплуатируется несколькими организациями);
3. Точки ввода тепловой сети на объекты, где происходит преобразование тепловой энергии (ЦТП, ИТП);
4. Точки ввода тепловой энергии непосредственным потребителям.
В перспективе возможен индивидуальный учет тепловой энергии каждым потребителем (т.5).
Коммерческий учет целесообразно организовать таким образом, чтобы, с одной стороны, поэтапно идти от более крупных узлов учета к более мелким (ТЭЦ, котельные, ЦТП, потребители), с другой стороны, поэтапно полностью оснащать приборами замкнутые системы теплоснабжения, например котельная и все подключенные к ней потребители, или магистраль ТЭЦ, все ЦТП, все потребители, подключенные к этой магистрали. Такой подход позволяет быстро и наглядно определить эффективность приборного учета тепловой энергии, выявить данные по расчету количества и примерной стоимости УУТЭ.
Данные по расчету количества и примерной стоимости УУТЭ целесообразно разместить в прилагаемых таблицах - Приложение 5.1:
- для ТЭЦ, котельных и других источников, табл.5.1;
- для смежных тепловых сетей, потребителей с закрытой системой теплоснабжения, подключенных непосредственно к тепловой сети, включая ИТП, табл. 5.2;
- для потребителей, подключенных через ЦТП или для потребителей с непосредственным водоразбором из тепловой сети, табл.5.3.
Адреса потребителей в таблицах группируются по каждой отдельной магистрали или источнику теплоснабжения.
Таблицы сгруппированы по принципу, источник - тепловая сеть - потребитель и в дальнейшем позволят таким же образом рассчитать и составить план внедрения УУТЭ.
5.2.2 Схемы узлов учета тепловой энергии
Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (ПКУ) определяют принципиальные схемы учета тепловой энергии для каждой точки учета, рис. 5.1-5.9 Приложения 5.2.
Схемы содержат минимально необходимый набор приборов для реализации формул расчета тепловой энергии. Расширение схем возможно за счет введения дополнительных функций. Сокращение схем не допускается. Исключение составляют источники теплоснабжения, работающие на закольцованные сети, где подпитка в общую сеть может осуществляться на соседнем источнике. В этом случае узел подпитки на данном источнике может отсутствовать. Дополнительные расходомеры устанавливаются в технологических целях и в расчете тепловой энергии не участвуют. Дополнительный расходомер на рис.5.2 может устанавливаться в случаях, когда из-за низкого качества теплоносителя имеются сомнения в показаниях приборов или для контроля за возможным несанкционированным водоразбором из тепловой сети.