Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 11354-1-2012 Усовершенствованные автоматизированные технологии и их применение. Требования к установлению интероперабельности процессов промышленных предприятий. Часть 1. Основа интероперабельности предприятий

Приложение А
(справочное)

     
Приведение в соответствие существующих концепций интероперабельности с концепцией настоящего стандарта


Шесть существующих концепций интероперабельности (AIF [10], BIF [13], IDEAS [18], EIF из iDABC [15], nehta [24] и LISI из US DOD [22]) сравнивались с ОИП, разработанной в настоящем стандарте. Это сравнение показало фундаментальное отличие ОИП от указанных выше концепций, поскольку лишь в настоящем стандарте были определены барьеры на пути реализации интероперабельности. Ни в какой другой концепции точно не идентифицированы проблемы интероперабельности, а рассматривались лишь области решений (см. таблицу А.1).

Второе отличие состоит в способе рассмотрения каждого вида интероперабельности. Если в настоящем стандарте определены три подхода (комплексный, унифицированный и обобщенный), то в методике ATHENA концепции AIF основное внимание уделяется только комплексным решениям, а в концепции BIF определяются только категории решений. В концепциях EIF и nehta определяются только особенности и типы интероперабельности, которые распространяются на одни и те же области, с упором на информационные семантики для iDABC EIF. Уровни интероперабельности определяются с помощью концепций IDEAS и LISI, с последующим их ограничением только на информационные системы.

Типы решений идентифицированы во всех концепциях, однако с различной степенью детализации. ОИП, определенная в настоящем стандарте, идентифицирует только типы решений достаточно высоких уровней (концептуального и технологического) и аналогична в этом отношении концепции LISI, в которой используются процедуры, инфраструктуры, применения и данные для типов решений в области информационных систем. Наиболее подробное определение типов решений представлено в концепции IDEAS, которая еще более детализирует первые пять уровней (в терминах бизнеса, данных, связей и применения) и определяет второй уровень типов решений для каждого из первых уровней типов решений. Тем не менее, существует тесная связь с размерностью области интероперабельности, определенной в настоящем стандарте.

Как показано в таблице А.3, почти все концепции (за исключением концепции EIF) определяют то, что относится к дополнительным размерностям, указанным в настоящем стандарте. Эти размерности имеют два вида: связанные с качеством и с инжинирингом. Если все связанные с качеством размерности определяют очень близкие элементы, то связанные с инжинирингом размерности определяют фазы жизненного цикла (концепции FEI и BIF) или профиль интероперабельности (концепция AIF).

Столбцы AIF в таблицах А.1-А.3 разбиты на два, с различными интерпретациями, принятыми в литературе.


Таблица А.1 - Сравнение структур концепций интероперабельности

FEI

AIF

BIF

IDEAS

EIF

nehta

LISI

Барьеры

Концептуальные
Технологические
Организационные

Области интероперабельности

Бизнес
Процессы
Услуги
Данные

Подходы

Типы объединения

Конфигурации

Уровни совместимости

Особенности

Типы совместимости

Уровни IS-совместимости

Комплексный
Унифицированный
Обобщенный

Концептуальное
Техническое
Прикладное

Категории
Жизненный цикл
Уровни бизнес-интероперабельности
Непредвиденные случаи

Бизнес
Знание
Применение
Данные
Связь

Организационные
Технические
Семантические

Организационная
Техническая
Информационная

4 - Предприятия
3 - Области
2 - Функциональные
1 - Связанные
0 - Изолированные



Таблица А.2 - Сравнение решений для интероперабельности

FEI

AIF

BIF

IDEAS

EIF

nehta

LISI

Концептуальные решения

Концептуальное комплексирование

Категории

Бизнес

Организационная совместимость

Организационная совместимость

Процедуры

Концепции
Модели и мета-модели
Языки

Эталонная архитектура интероперабельности

Управление внешними взаимосвязями
Сотрудники и культура
Совместные бизнес-процессы
Информационные системы

Модель принятия решений
Бизнес-модель
Бизнес-процессы

Коммунальные услуги гражданам
Коммунальные услуги бизнесу

Бизнес-процессы
Стандартный план
Принципы безопасности
Секретность

Технологические решения

Техническое комплексирование

Непредвиденные обстоятельства

Данные

Техническая совместимость

Техническая совместимость

Инфраструктуры

Средства моделирования
Execution environments

Инфраструктура поддержки интероперабельности
Техническая архитектура

Внутренние обстоятельства
Внешние обстоятельства

Данные о продукции
Данные о процессе
Данные о знании
Коммерческие данные

Архитектура интероперабельности
Стандартный каталог (процессы сертификации)

Прикладное комплексирование

Применение

Семантическая совместимость

Информационная совместимость

Применения

Методологии
Использование случаев
Справочный пример

Оптимальная методика
Рекомендации
Справочники
Методология интероперабельности

Управление решениями
Взаимодействие в рабочем пространстве
Прикладная логика
Логика исполнения

Основы
Структуры
Область значений
Сборки

Знание

Данные

Организационные роли
Навыки/
компетентность
Активы знаний

Связь



Таблица А.3 - Сравнение концепций интероперабельности для дополнительных размерностей

FEI

ABIF

IF

IDEA

EIF

nehta

LISI

Размерность

Уровни бизнес-
интероперабельности

Качество

Assessment process

Потенциальные возможности
Сопоставимость
Технические характеристики

Полная совместимость
Ограниченная совместимость
Умеренная совместимость
Минимальная совместимость
Отсутствие совместимости

Готовность
Портативность
Характеристики
Безопасность
Расширяемость
Развертывание

Процессы сертификации

Профили интероперабельности
Показатели интероперабельности
Таблица сравнения
Архитектурные продукты

Инжиниринг

Применение интерфейс-протоколов

Жизненный цикл

Требования Реализация проекта

Профили областей

CPD-профили
е-профили закупок
РРМ-профили
SCM-профили

Подход
Развертывание
Просмотр и оценка