5.1 Общие требования к концепции интероперабельности
ОИП должна обеспечивать представление различных точек зрения (подходов), определенных в данном параграфе, и принимать во внимание все проблемы, барьеры и подходы, связанные с интероперабельностью. ОИП также должна содержать структуры, указанные в разделе 6, для демонстрации взаимосвязей между различными представлениями и их элементами.
Представления относительно интероперабельности должны выражать потребности заинтересованных сторон, которые связаны с:
a) идентификацией и разрешением проблем интероперабельности и
b) структурированием выражения этих потребностей и их выполнения.
Последнее может достигаться с помощью ОИП, представленной в настоящем стандарте.
Потребности заинтересованных сторон в интероперабельности предприятий относятся к способности самого предприятия или его части взаимодействовать в области обмена информационными или иными объектами, например, материальными объектами, энергией и т.п. Интероперабельность является необходимой опорой для обеспечения коммерческого сотрудничества, однако интероперабельность сама по себе не является видом такого сотрудничества.
Интероперабельность может применяться для решения внутренних и внешних потребностей предприятий и включает в себя базовые принципы расширенного предприятия, виртуального предприятия и подсистем одного и того же предприятия, будь они распределенными, сетевыми или находящимися в одном месте, независимо от типа производства (дискретного, непрерывного), рода деятельности (производства, сферы услуг) или размера компании.
Примечание - Интероперабельность предприятий не описывает ситуацию типа "все или ничего". Существуют различные объемы и виды ОИП. Не допускается говорить о том, что "предприятие А обладает интероперабельностью, а предприятие В - не обладает интероперабельностью". Важно установить объем необходимой интероперабельности исходя из ее объема и функциональности.
5.2 Описание областей интероперабельности
5.2.1 Категории областей (объектов) интероперабельности
Представления об областях (объектах) интероперабельности предприятий должны учитывать категории, которые имеют большое значение для нее. Хотя ее описания в первую очередь связаны с приложениями, основанными на информационно-коммуникационных технологиях, их можно применять и для некомпьютеризированных систем.
При рассмотрении интероперабельности предприятий необходимо идентифицировать следующие четыре категории проблем (см. также рисунок 1):
- данные,
- услуги,
- процессы и
- бизнес.
Данные используются при оказании услуг в процессах реализации коммерческой деятельности предприятия. В то же время успех предприятия связан с продвижением своего бизнеса, который реализуется посредством процессов. Процессы, в свою очередь, используют услуги, которые также требуют данных.
Примечание - Источник информации: Методики ATHENA.
Enterprise А - Предприятие A; Business - Бизнес; Process - Процесс; Service - Услуга; Data - Данные; Intra enterprise interoperability - Интероперабельность внутри предприятия; Inter enterprise interoperability - Интероперабельность между предприятиями; Enterprise В - Предприятие В.
Рисунок 1 - Задачи-функции интероперабельности
Примечание - Интероперабельность связи является существенным условием достижения полной совместимости, однако в ИКТ-системах она обеспечивается с помощью протоколов обмена данными (например, от кабельного соединения до протокола уровней 1-4 в модели ВОС согласно стандарту ИСО/МЭК 7498-1), и интерфейсами модели ВОС (уровни 5-7), поэтому интероперабельность связи не будет предметом последующего рассмотрения в настоящем стандарте.
5.2.2 Область интероперабельности данных
Интероперабельность данных связана со способностью структурных единиц всех видов обмениваться между собой информацией, поэтому перед любым активным сотрудничеством между партнерскими информационными системами необходимо выявить проблемы несовместимости. Интероперабельность данных является определяющей для большинства форм совместимости предприятий и характеризуется:
a) содержанием обмена информацией или