4.1 Проектирование элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог, а также их транспортно-эксплуатационное состояние обеспечиваются:
- выполнением в дорожном хозяйстве специальных государственных функций по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных дорог для всех людей, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения;
- единством методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта применительно к инвалидам и другим маломобильным группам населения;
- комплексностью применения элементов обустройства автомобильных дорог для всех пешеходов, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения;
- непрерывностью связи элементов обустройства автомобильных дорог, приспособленных для инвалидов и других маломобильных групп населения на всем протяжении маршрутов их движения: между собой, со зданиями, сооружениями, стоянками (парковками), остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования и т.д.;
- доступностью, беспрепятственностью и безопасностью элементов обустройства автомобильных дорог для всех пешеходов, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения.
4.2 Основанием для проектирования элементов обустройства автомобильных дорог, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, являются требования и условия, указанные в задании на проектирование автомобильной дороги.
4.3 Условия взаимодействия заказчиков, инвесторов, научно-исследовательских, проектных и строительных организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, между собой и с органами государственной власти, а также порядок подготовки исходно-разрешительной документации, разработки, согласования, утверждения и реализации проектной документации для строительства и реконструкции автомобильных дорог с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения принимаются в соответствии с положениями, изложенными в документе [8].
4.4 В составе основных видов и стадий разработки утверждаемой части проектной документации на строительство или реконструкцию автомобильной дороги выполняется специальный раздел проекта с пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения".
4.5 Нормы на проектирование элементов обустройства автомобильных дорог устанавливаются исходя из трех основных условий их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения:
комфортные - наилучшие по уровню удобства движения (при отсутствии ограничений на условия проектирования используются в качестве основных);
нормальные - менее удобные по сравнению с комфортными условия движения, обеспечивающие приемлемый уровень доступности элементов обустройства автомобильных дорог при наличии незначительных ограничений применения основных норм проектирования;
стесненные - минимально допустимые (ограниченные в пространстве и, преимущественно, временные) условия движения, характеризуемые значительными ограничениями применения основных норм проектирования.
В задании на проектирование автомобильной дороги устанавливаются комфортные и (или) нормальные условия доступности.
Использование норм проектирования для стесненных условий, а также условий, отличных от установленных в задании на проектирование автомобильной дороги, допускается при наличии соответствующего технико-экономического обоснования в проекте и согласования со всеми заинтересованными организациями (в том числе с общественными организациями инвалидов) в порядке, установленном в документе [8].
4.6 Элементы обустройства автомобильных дорог, доступные для инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии с положениями ГОСТ Р 52766-2007, СП 34.13330.2012, СП 42.13330.2011 и СП 35-105-2002 располагают в пределах населенных пунктов, на подходах к ним, а также на подходах к объектам, находящимся вблизи автомобильных дорог вне населенных пунктов:
в зонах жилой застройки;
в местах исторической застройки;
возле общественных центров, в том числе торговых центров, пунктов питания, объектов бытового обслуживания, учреждений культуры, спорта, мест культового назначения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов государственной власти и др.;
вблизи специализированных центров, в том числе в местах размещения домов престарелых и инвалидов, специализированных учреждений здравоохранения, предприятий, относящихся к обществу инвалидов и др.;
в зонах рекреации;
на подходах к контрольно-пропускным пунктам (входам) предприятий и организаций;
в местах пересечения пешеходных и транспортных потоков;
на подходах и в зоне размещения остановочных пунктов и объектов дорожного сервиса (автовокзалов, автостанций, авто- и газозаправочных станций и др.).
4.7 Элементы обустройства автомобильных дорог, подлежащие адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения, проектируются на перспективный срок, устанавливаемый в задании на проектирование автомобильной дороги.
4.8 В случае невозможности реализации мероприятий по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных дорог для инвалидов и других маломобильных групп населения, приведенных в настоящем методическом документе, необходима разработка рациональных маршрутов обхода проблемного участка или иные альтернативные решения (например, организация транспортного обслуживания инвалидов), обеспечивающие потребности указанных групп населения в передвижении, в порядке, установленном документом [8], другими нормативными и методическими документами.
4.9 Тротуары и пешеходные дорожки, включая пешеходные улицы, подходы к зданиям, сооружениям и объектам транспортной инфраструктуры, а также лестницы, пандусы, пешеходные переходы, пешеходные мосты, зоны отдыха и остановочные пункты выполняются с твердым покрытием.
Материал поверхности покрытия и его структура выбираются таким образом, чтобы коэффициент сцепления был равен 0,6-0,75 при любых погодных условиях. На открытых участках объектов, расположенных в климатических районах России со среднемесячной температурой воздуха не более 0°С, допускается снижение нижнего допустимого предела коэффициента сцепления до 0,4.