В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (земляное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (автомобильная дорога включает улицы в городах и сельских поселениях, требования к которым установлены СП 42.13330.2011).
3.2 дорожное хозяйство: Часть отрасли материального производства, призванная совместно с автомобилями наиболее полно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках (включает сеть автомобильных дорог общего пользования со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации по строительству, ремонту и содержанию этих дорог).
3.3 доступность: Свойство элемента обустройства автомобильной дороги, обеспечивающее территориальную доступность и беспрепятственность движения по нему инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом их безопасности.
3.4 инвалиды: Лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими лицами.
3.5 коэффициент продольного сцепления: Отношение максимального касательного усилия, действующего вдоль дороги на площади контакта заблокированного колеса с дорожным покрытием, к нормальной реакции в площади контакта колеса с покрытием.
3.6 кресло-коляска: Мобильное средство реабилитации, предназначенное для передвижения при пользовании инвалидом или иным лицом с нарушением опорно-двигательных функций и имеющее ручной, механический или электрический привод, размеры которого не превышают значений, установленных ГОСТ Р 50602-93, а в сложенном виде, если это предусмотрено конструкцией, размера 350х1100х1200 мм.
3.7 маломобильные группы населения: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, малолетними детьми, тележками, багажом).
3.8 надземный (подземный) пешеходный переход: Пешеходный переход, выполненный над (под) проезжей частью автомобильной дороги с целью разделения транспортных и пешеходных потоков в пространстве.
3.9 остановочная площадка: Элемент обустройства остановочного пункта, предназначенный для остановки маршрутных транспортных средств с целью посадки и высадки пассажиров.
3.10 остановочный пункт: Элемент обустройства автомобильной дороги, предназначенный для остановки маршрутных транспортных средств, высадки и посадки пассажиров, а также ожидания людьми прибытия маршрутных транспортных средств.
3.11 павильон: Элемент обустройства остановочного пункта, располагаемый в пределах площадки ожидания и предназначенный для укрытия людей, ожидающих прибытие маршрутного транспортного средства, от воздействия неблагоприятных погодных условий (осадков, солнечной радиации, ветра и т.п.).
3.12 пандус: Сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения по нему людей с одного уровня горизонтальной поверхности пешеходного пути на другой, в том числе на креслах-колясках.
3.13 пассажирский транспорт общего пользовании: Совокупность видов пассажирского транспорта (автобуса, трамвая, троллейбуса), осуществляющего перевозки пассажиров и багажа на основании публичного договора перевозки по обращению любого гражданина и юридического лица.
3.14 пассажир: Лицо, находящееся в транспортном средстве, а также осуществляющее посадку и высадку из него, не являющееся водителем, кондуктором или контролером.
3.15 перегон: Участок автомобильной дороги, расположенный между двумя смежными перекрестками.
3.16 пешеход: Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу (к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску).
3.17 пешеходные пути: Элементы обустройства автомобильной дороги, предназначенные для движения и нахождения на них людей, - тротуары, пешеходные дорожки, пешеходные дороги и улицы, тротуары мостовых сооружений, пешеходные мосты, а также лестницы, пандусы, пешеходные переходы, галереи и др.
3.18 пешеходный переход: Участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу и обозначенный знаками и (или) разметкой согласно ГОСТ Р 52289-2004.
3.19 площадка ожидания: Элемент обустройства остановочного пункта, предназначенный для ожидания людьми прибытия маршрутного транспортного средства.
3.20 посадочная площадка: Элемент обустройства остановочного пункта, предназначенный для осуществления посадки людей в транспортное средство и высадки из него.
3.21 объекты (пункты) тяготения: Объекты народно-хозяйственного комплекса, являющиеся целями передвижения значительной части населения, - жилые массивы, предприятия и учреждения, общественные и торговые центры, станции внеуличного транспорта, железнодорожные станции, вокзалы, порты, места массового отдыха и др.
3.22 стесненные условия: Условия, при которых пешеходная часть элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенная для движения инвалидов и других маломобильных групп населения, ограничена по ширине, длине или высоте препятствиями в виде объектов капитального строительства, временных построек, сложного рельефа местности.
3.23 тактильная информация: Информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту).
3.24 тактильный наземный указатель: Средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющее инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.
3.25 элементы обустройства автомобильных дорог: Сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, взимания платы за проезд, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, необходимые для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.