5.4.1 В общем случае предусматривают определение двух разновидностей социально-экономических потерь: 1) эксплуатационных, возникающих в процессе физического и функционального износа конструкций дорожных одежд, 2) операционных, возникающих в результате стеснения или перекрытия движения транспортных потоков в периоды их ремонта.
5.4.2 Эксплуатационные социально-экономические потери, учитывая снижение транспортно-эксплуатационных качеств дорожных конструкций, рассчитывают во всех случаях вне зависимости от вида рассматриваемых стратегий простого или расширенного воспроизводства.
5.4.3 Операционные социально-экономические потери, как имеющие периодический характер и зависящие от принятых методов организации работ по ремонту сооружений, а также времени их проведения, рассчитывают только при относительной существенности этой разновидности потерь по сравнению с эксплуатационными. Например, не рекомендуют рассчитывать эти потери, если:
- ремонтные работы выполняются в ночное время суток;
- в период их проведения имеет место небольшая (не более 50%) по сравнению со среднесуточной (не более 1000 авт./сут), интенсивность движения;
- принятая протяженность ремонтируемых участков (не более 50-100 м) не оказывает существенного влияния на скорость движения транспортных потоков;
- размеры перекрытия проезжей части дороги не приводят к существенному стеснению транспортных потоков;
- величина операционных потерь по всем сравниваемым вариантам конструкций дорожных одежд является примерно одинаковой.
5.4.4 Обязательно учитывают операционные социально-экономические потери, если:
- ремонтные работы проводятся при высокой интенсивности движения на автомобильной дороге (более 1000 авт./сут) и при коэффициенте загрузки дороги движением более 0,25;
- имеет место существенное перекрытие проезжей части дороги (одна полоса движения и более) или ее полное закрытие с переключением движения на объезд;
- величины операционных потерь по сравниваемым вариантам конструкций дорожных одежд существенно различаются между собой.
5.4.5 Методика расчета эксплуатационных социально-экономических потерь пользователей
5.4.5.1 Общую величину социально-экономических потерь от снижения транспортно-эксплуатационных качеств конструкций дорожных одежд в году определяют по формуле
, (2)
где , , , , - потери от увеличения соответственно себестоимости перевозок грузов и пассажиров, времени пребывания пассажиров в пути, капитальных вложений в автомобильный транспорт; потребности в оборотных средствах, количества дорожно-транспортных происшествий.
5.4.5.2 Потери от увеличения себестоимости перевозок грузов и пассажиров в году определяют по формуле
, (3)
где , - затраты на осуществление перевозок грузов и пассажиров по дороге с принятым вариантом конструкции ее дорожной одежды и стратегией ее воспроизводства в фактических и нормативных условиях.
5.4.5.3 Годовые затраты на осуществление перевозок по рассматриваемому участку дороги рассчитывают по формуле
, (4)
где - среднегодовая суточная интенсивность движения автомобилей -го типа в зоне тяготения к дорожному сооружению (1, …, ), авт./сут;
- количество принятых к рассмотрению типов автомобилей;
- протяженность участка дороги с принятой конструкцией дорожной одежды, км;
- средняя себестоимость 1 авт.-км пробега автомобилей -го типа в зоне тяготения;