4.9. Схема движения на регулируемом участке должна составляться с учетом значения сигналов, определенного Правилами дорожного движения. Последовательность включения основных сигналов трехцветного светофора должна быть следующая: зеленый-желтый-красный-красный с желтым-зеленый... (рис.4, а). Если эта последовательность сигналов не может быть осуществлена из-за ограниченных коммутационных возможностей аппаратуры, то, как исключение, допускается применение системы с двумя желтыми сигналами (рис.4, б). На магистралях с высокими скоростями движения целесообразно за 3-4 сек до выключения зеленого сигнала переводить его на режим мигания (рис.4, в).
Рис.4. Порядок переключения сигналов светофора. Обозначение сигналов - красный; - красный с желтым; - желтый; - зеленый мигающий; - зеленый
4.10. С помощью светофорной сигнализации право на движение предоставляют группам транспортных (и пешеходных) потоков поочередно. В каждой группе с учетом формы и размеров перекрестка, а также интенсивности движения в различных направлениях объединяют потоки, при одновременном движении которых не возникают значительные взаимные помехи. Сигналы для поочередно обслуживаемых групп потоков можно включать согласованно (рис.4, г) или со сдвигом во времени (рис.4, д, е). Сдвиг сигналов следует применять вместо удлинения желтых сигналов на пересечениях широких улиц.
4.11. При проектировании и расчетах следует исходить из следующего содержания основных понятий, относящихся к светофорной сигнализации:
такт - период, в течение которого не изменяется сочетание включенных сигналов (рис.4, ж);
фаза - совокупность основного такта, при котором разрешается движение группы потоков, и одного или нескольких вспомогательных тактов, при которых осуществляется подготовка к передаче права на движение очередной группе потоков (см.рис.4, ж);
переходной интервал - совокупность вспомогательных тактов в конце фазы;
цикл - периодически повторяющаяся последовательность всех фаз;
режим регулирования - количество, порядок чередования и продолжительность отдельных тактов и фаз, а также длительность цикла.
4.12. Количество фаз должно равняться назначенному количеству групп потоков. При отсутствии помех движение отдельных потоков может быть разрешено в течение двух или более фаз. Необходимо учитывать, что увеличение количества фаз обеспечивает более полное разделение потоков, но при этом возрастает среднее время задержки транспортных средств и уменьшается возможность их пропуска по главным направлениям. Как правило, регулирование должно быть двухфазным, в отдельных случаях - трехфазным.
Циклы, состоящие из четырех или пяти фаз, можно применять лишь в исключительных случаях (обычно при перекрестном трамвайном движении) и только при наличии резерва пропускной способности пересекающихся магистралей.