4.13. Целесообразность введения светофорной сигнализации на перекрестке следует рассматривать при нарушении нормальных условий движения транспортных средств и пешеходов:
1) систематическом возникновении заторов* на подходах к перекрестку;
________________
* Затором считается такое скопление транспортных средств перед перекрестком, которое вызывает задержку в движении каждого транспортного средства более чем на 2 мин. Задержкой называется разность между фактическим временем проезда участка улицы, где из-за возникновения помехи для движения скорость вынужденно снижается (с остановкой или без нее), и временем проезда этого же участка со средней скоростью транспортного потока, сложившейся на перегонах данной улицы. Участок отсчитывается от точки начала замедления до точки конца разгона.
2) периодическом возникновении очередей, задержек транспортных средств более 2 мин на второстепенной улице вследствие ограниченной возможности пересечь непрерывный поток по главной улице или влиться в него;
3) скоплении и длительных задержках пешеходов из-за ограниченной возможности перейти улицу с интенсивным транспортным движением;
4) возникновении дорожно-транспортных происшествий, связанных с несоблюдением очередности движения через перекресток.
4.14. Применение светофорной сигнализации, работающей в жестком режиме (режимах), экономически оправдано, если выполняется хотя бы одно из пяти приведенных ниже условий.
Условие 1. Минимальная интенсивность движения
В течение 8 ч (подряд или нет) в рабочий день интенсивность движения не меньше значений, указанных в табл.9.
Таблица 9. Минимальная интенсивность движения при введении светофорного регулирования
Число полос движения в одном направлении | Интенсивность движения по главной улице в двух направлениях в ед/ч | Интенсивность движения по второстепенной улице в одном, наиболее загруженном направлении в ед/ч | |
главная (более загруженная) улица | второстепенная (менее загруженная) улица | ||
1 | 1 | 750 | 75 |
670 | 100 | ||
580 | 125 | ||
500 | 150 | ||
410 | 175 | ||
380 | 190 | ||
2 или более | 1 | 900 | 75 |
800 | 100 | ||
700 | 125 | ||
600 | 150 | ||
500 | 175 | ||
400 | 200 | ||
2 или более | 2 или более | 900 | 100 |
825 | 125 | ||
750 | 150 | ||
675 | 175 | ||
600 | 200 | ||
525 | 225 | ||
480 | 240 |
Условие 2. Минимальная интенсивность пешеходных потоков
В течение 8 ч (подряд или нет) в рабочий день интенсивность движения транспортных средств и пешеходов не меньше следующих величин:
1) 600 ед/ч (для улиц с разделительной полосой 1000 ед/ч) - по главной улице в двух направлениях;
2) 150 пешеходов переходят эту улицу в одном, наиболее загруженном направлении в каждый из тех же 8 ч.
Для городов и поселков городского типа с населением менее 10 тыс. чел. нормативы по условиям 1-2 составляют 70% указанных.
Условие 3. Количество дорожно-транспортных происшествий
За последние 12 месяцев на перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий (ДТП), подлежащих включению в статистическую отчетность, которые могли бы быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации*, и хотя бы одно из условий 1-2 выполняется по каждому нормативу на 80% или более.
________________
* При соблюдении водителями и пешеходами требований сигналов светофоров могут быть предотвращены ДТП следующих видов: столкновение транспортных средств под прямым углом; наезды транспортных средств на пешеходов, переходящих улицу; столкновения между транспортными средствами, движущимися в прямом направлении и поворачивающими налево со встречного направления, если в светофорном цикле имеется специальная фаза для пропуска левоповоротного движения.
Условие 4. Сочетание условий
Ни одно из условий 1-2 не выполняется на 100%, но оба из них выполняются по каждому отдельному нормативу на 80% или более.
Условие 5. Координированное регулирование
Ни одно из условий 1-4 не выполняется, но пересечение находится на магистрали, где намечается ввести координированное управление светофорной сигнализацией, и сумма расстояний от него до смежных регулируемых пересечений превышает 800 м. На перегонах такой магистрали, имеющих длину более 800 м, необходимо вводить дополнительные светофорные объекты в соответствии с п.6.3 настоящего Руководства.
4.15. На пересечениях или пешеходных переходах, где в часы "пик" наблюдаются транспортные заторы или скопление пешеходов, но ни одно из условий 1-5 не выполняется, следует организовать отвод части потоков на менее загруженные пересечения, активно применять методы, рекомендуемые для нерегулируемых пересечении (пп.5.29-5.35), и в случае необходимости вводить временные посты ручного регулирования.