РУКОВОДСТВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДАХ
Дата введения 1974-07-01
ВНЕСЕНО Научно-исследовательской лабораторией безопасности дорожного движения МВД СССР и Академией коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова
УТВЕРЖДЕНО Министерством внутренних дел СССР 30 августа 1973 г. и Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 23 августа 1973 г.
ВЗАМЕН Временных указаний по средствам и методам регулирования дорожного движения в городах, 1972 г.
"Руководство по регулированию дорожного движения в городах" разработано Научно-исследовательской лабораторией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел СССР и ордена Трудового Красного Знамени Академией коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова.
С выходом в свет настоящего Руководства утрачивают силу "Временные указания по средствам и методам регулирования дорожного движения в городах", утвержденные МВД СССР 30 июля 1971 г. и МЖКХ РСФСР 16 июля 1971 г.
Руководство подготовили: В.М.Полукаров, А.А.Шалатов и Ю.Д.Шелков (Научно-исследовательская лаборатория безопасности дорожного движения МВД СССР), канд.техн.наук Н.А.Холин (АКХ им.К.Д.Памфилова). В подготовке раздела 8 принимал участие В.Е.Верейкин, раздела 9 - канд.эконом.наук В.А.Аксенов (НИЛБД МВД СССР).
1.1. Регулирование дорожного движения в городах осуществляют органы Государственной автомобильной инспекции МВД СССР.
1.2. Сооружение островков, маяков, ограждений, закруглений тротуаров, посадочных площадок и заездных карманов на остановочных пунктах общественного транспорта, а также содержание дорог и тротуаров в пригодном для эксплуатации состоянии осуществляют организации Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.
1.3. Целью регулирования дорожного движения является:
сокращение задержек и повышение скоростей движения транспортных средств;
наиболее полное использование пропускной способности дорог и дорожных сооружений (мостов, путепроводов и др.);
сокращение перепробега транспортных средств, создание условий для их движения от пункта отправления до пункта назначения по кратчайшему пути;
создание удобных и безопасных путей движения для пешеходов;
устранение причин и условий возникновения аварийных ситуаций при дорожном движении.
1.4. Мероприятия по регулированию дорожного движения следует разрабатывать на основе данных об интенсивности, корреспонденциях и составе движения с учетом перспективы.
1.5. Необходимо предусматривать благоприятные условия для пропуска основных транспортных потоков: на пересечениях, как правило, в прямом направлении, на перегонах - для того направления, в котором интенсивность движения наибольшая.
1.6. Требования настоящего Руководства, касающиеся проведения планировочных мероприятий, должны учитываться Госавтоинспекцией при согласовании проектов и контроле за их осуществлением.
1.7. Улицы и дороги городов в соответствии со СНиП II-К. 3-62* подразделяются на:
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СНиП 2.07.01-89, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
скоростные дороги;
магистральные улицы;
улицы и дороги местного движения.
1.8. Скоростные дороги предназначаются для скоростной транспортной связи удаленных районов города между собой и с крупными промышленными районами, расположенными за городом, а также с автомобильными дорогами общей сети.
Для обеспечения непрерывного скоростного движения пересечения скоростных дорог с улицами и дорогами всех категорий должны выполняться в разных уровнях.
1.9. Магистральные улицы подразделяются на магистральные улицы общегородского значения и магистральные улицы районного значения.
Магистральные улицы общегородского значения предназначаются для обеспечения транспортной связи между жилыми, промышленными и складскими районами города, а также с центром города, объектами общегородского значения (вокзалами, парками, стадионами и др.), со скоростными и автомобильными дорогами общей сети.
Магистральные улицы районного значения предназначаются для обеспечения местных транспортных связей этих районов с магистральными улицами общегородского значения и скоростными дорогами.
1.10. К улицам местного движения относятся:
улицы и дороги внутри жилых массивов, соединяющие их с магистральными улицами;
улицы и дороги внутри промышленных и складских районов, соединяющие их с магистральными улицами.
1.11. В городских районах новой застройки и при реконструкции ширина проезжей части улиц и дорог (табл.1) принимается в соответствии с требованиями СНиП II-K.3-62.
Таблица 1. Ширина проезжей части улиц и дорог
Категория улиц и дорог | Ширина полосы в м | Количество полос движения в обоих направлениях | |
наименьшее | с учетом резерва на перспективу | ||
Скоростные дороги | 3,75 | 4 | 6 |
Магистральные улицы: | |||
общегородского значения | 3,75-3,5 | 4 | 6-8 |
районного значения | 3,5 | 4 | 6 |
Улицы и дороги местного движения: | |||
жилых районов | 3 | 2 | 3-4 |
промышленных и складских районов | 3,5 | 2 | 4 |
1.12. На магистральных улицах общегородского значения ширина полосы движения 3,75 м принимается при расчетной скорости движения 100 км/ч и более; 3,5 м - при автобусном и троллейбусном движении.
1.13. В исторически сложившихся районах города ширина проезжей части улиц может быть различной. При установлении возможного количества полос движения следует исходить из категории этих улиц и нормативной ширины одной полосы (см.табл.1). Ширина полосы, предназначенной преимущественно для движения легковых автомобилей согласно ГОСТ 13508-74* "Разметка дорожная", при необходимости может быть уменьшена до 2,75 м.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 51256-2011, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
1.14. Количество автомобилей, которое может пропустить одна полоса проезжей части улицы или дороги при непрерывном движении, зависит от скорости транспортного потока и величины безопасной дистанции между автомобилями, движущимися в этом потоке, и определяется по формуле
, (1)
где - пропускная способность одной полосы движения в авт/ч;
- скорость транспортного потока в км/ч;
- минимальное безопасное расстояние в м между автомобилями, движущимися в транспортном потоке.
1.15. В соответствии со СНиП II-K.3-62 при расчетах пропускной способности транспортных пересечений следует руководствоваться данными табл. 2.
Таблица 2. Ориентировочная пропускная способность одной полосы движения
Автомобили | Наибольшее количество транспортных единиц, пропускаемых в 1 ч при однородном транспортном потоке | |
при пересечении в разных уровнях | при пересечении в одном уровне | |
Легковые | 1000-1500 | 500 |
Грузовые: | ||
1,5-3 т | 800-1000 | 350 |
3-5 т | 600-800 | 350 |
1.16. При установлении количества автомобилей смешанного транспортного потока, которое может быть пропущено по одной полосе движения, этот поток должен быть приведен к однородному потоку легковых автомобилей с помощью следующих переводных коэффициентов*:
________________
* Всюду далее приведенные транспортные единицы имеют обозначение "ед", например ед/ч.
Легковые автомобили | 1 | |||
Грузовые автомобили грузоподъемностью: | ||||
до 3 т | 1,5 | |||
от 3 до 5 т | 2 | |||
более 5 т | 2,5 | |||
Автобусы | 2,5 | |||
Троллейбусы | 3 | |||
Автопоезда, сочлененные троллейбусы и автобусы | 4 | |||
Мотоциклы | 0,5 | |||
Велосипеды | 0,3 |
1.17. Максимальное количество транспортных средств (физических единиц), которое может быть пропущено по одной полосе движения, определяется по формуле
, (2)
где - пропускная способность одной полосы движения, выраженная в количестве легковых автомобилей в ч;
, ,…, - процент разных транспортных средств в рассматриваемом смешанном транспортном потоке;
, ,…, - соответствующие коэффициенты приведения различных транспортных средств к легковым автомобилям.