Статус документа
Статус документа

ГОСТ 31846-2012 Специальный подвижной состав. Требования к прочности несущих конструкций и динамическим качествам

     6.3 Оценка прочности главных рам, рам тележек, несущих конструкций рабочих органов, элементов крепления и предохранительных устройств

6.3.1 У главных рам, рам тележек, несущих конструкций рабочих органов, элементов крепления оценивают статическую прочность и сопротивление усталости в транспортном и рабочем режимах, а также статическую прочность при восприятии нагрузок в ремонтно-технологическом режиме.

При оценке статической прочности напряжения при расчетных режимах сравнивают с допускаемыми значениями.

Оценку сопротивления усталости проводят при значениях напряжений, изменяющихся по симметричному циклу или приводящихся к нему, следующими способами:

- по коэффициенту запаса по отношению к пределу выносливости детали , если число циклов нагружения элемента конструкции в процессе эксплуатации равно или выше базового числа равного (от 5 до 10)·10, соответствующего перелому кривой усталости;

- по коэффициенту запаса по отношению к ограниченному пределу выносливости детали , если за назначенный срок службы конструкции число циклов нагружения меньше базового числа ;

- по вероятности разрушения при ограниченной (заданной) долговечности.

Значения пределов выносливости получают по результатам испытаний на усталость натурных деталей или определяют по пределам выносливости соответствующих материалов с учетом концентрации напряжений в детали.

В таблице 2 приведены классы нагруженности конструкций в зависимости от числа циклов нагружения.


Таблица 2 - Классы нагруженности конструкций

Класс нагруженности

Н1

Н2

Н3

Н4

Число циклов нагружения

До 2·10

От 2·10 до 2·10

От 2·10 до 2·10

Св. 2·10

Характер нагружения

Квазистатическое малоцикловое

Усталостное малоцикловое

Смешанное малоцикловое

Многоцикловое



В таблице 3 приведены значения пределов выносливости для типовых сварных соединений из наиболее употребляемых материалов отечественного и импортного производства в зависимости от числа циклов нагружения (базы испытаний), установленных классом нагруженности от Н1 до Н4 и степени влияния концентрации напряжений. В таблице Б.1 (приложение Б) приведены типовые примеры соединений деталей, вызывающих соответствующую степень концентрации.


Таблица 3

Класс нагруженности

Значения пределов выносливости, МПа, для


материала без сварного шва


Ст3 (аналог St 37)

Ст09Г2 (аналог St 52)


190, 140, 93

220, 190, 93


сварного соединения из


Ст3 (аналог St 37)

Ст09Г2 (аналог St 52)


степень влияния концентрации


К0

К1

К2

К3

К4

К0

К1

К2

К3

К4

Н1

180

180

180

180

180

270

270

250-270

180-250

110-150

Н2

170

160

150

110

65

170-240

150-210

130-180

90-130

55-75

Н3

120

110

90

65

40

120

110

90

65

40

Н4

170,

-,

-,

-,

-,

-,

-,

-,

-,

-,


130,

95,

70,

55,

-,

-,

-,

-,

-,

-,


84

75

63

45

27

84

75

63

45

27

Примечания

1 Через запятую указаны значения пределов выносливости для изгиба, растяжения - сжатия, изгиба с кручением соответственно.

2 К0 - незначительное влияние концентрации, К1 - умеренное влияние концентрации, К2 - среднее влияние концентрации, К3 - сильное влияние концентрации, К4 - особенно сильное влияние концентрации.



Справочные данные по основным характеристикам наиболее применяемых металлов приведены в таблице В.1 (приложение В).

6.3.2 Главная рама (кузов). Транспортный режим

6.3.2.1 Продольное нагружение по оси автосцепок

Режим соответствует условиям, возникающим при соударениях во время маневровой работы и переходных режимах движения в поезде. Определяют сумму напряжений от нормативных продольных нагрузок на растяжение и сжатие (группа Г) и сил тяжести (группа А). Условие прочности вычисляют по формуле

,                                               (13)


где - предел текучести материала.

Для СПС, предназначенного для транспортирования и ускоренной выгрузки снега, загрязненного щебня и других сыпучих материалов (типа засорителей), наряду с силами тяжести СПС и оборудования необходимо учитывать максимальную силу тяжести перевозимого груза.

6.3.2.2 Движение с конструкционной скоростью

Определяют сумму напряжений от действия нагрузок группы А с добавлением переменных напряжений, определяемых при конструкционной (транспортной) скорости, и напряжений от нагрузок группы Г. Продольную силу принимают 0,5 от силы группы Г. Условие прочности вычисляют по формуле

,                                         (14)*