МСН 10-01-2012
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
СИСТЕМА МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
System of interstate normative documents in construction. Basic principles
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (МНТКС)
2 СОГЛАСОВАНЫ на XXXIX заседании МНТКС (8 декабря 2011 г., протокол N 39). За принятие межгосударственных строительных норм (МСН) проголосовали:
Итоги голосования | ||
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны | Сокращенное наименование национального органа по управлению строительством |
Азербайджан | AZ | Государственный Комитет Градостроительства и архитектуры |
Армения | AM | Министерство градостроительства |
Беларусь | BY | Министерство Архитектуры и строительства |
Казахстан | KZ | Агентство по делам строительства и ЖКХ |
Киргизия | KG | Госстрой |
Молдова | MD | Министерство строительства и регионального развития |
Россия | RU | Минрегион |
Таджикистан | TJ | Агентство по строительству и архитектуре при Правительстве |
Узбекистан | UZ | Госархитектстрой |
Украина | UA | Минрегионстрой |
3 ВНЕСЕНЫ Секретариатом МНТКС
4 УТВЕРЖДЕНЫ решением XXXIII заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности (МПСС) государств-участников Содружества Независимых Государств (6 июня 2012 г., N 7)
5 ВЗАМЕН МСН 1.01-01-2009
6 Дата введения в действие: на территории государства-участника Содружества Независимых Государств (СНГ), присоединившегося к настоящему документу, дата его введения в действие устанавливается решением соответствующего компетентного национального органа и указывается при издании национального нормативного документа, идентичного МСН 10-01-2012.
В соответствии с решением XXXIII заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ при разработке проектов межгосударственных нормативных документов в области строительства и формировании единой для государств-участников СНГ нормативной базы проектирования и строительства МНТКС руководствуется требованиями настоящего документа
Взаимодействие в области технического нормирования и стандартизации в строительстве между соответствующими органами стран-участников СНГ было организовано в 1992 г. в целях обеспечения необходимого единства нормативной базы проектирования и строительства стран СНГ. В настоящее время эта работа осуществляется в рамках Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности, созданного в сентябре 1994 г. в Москве главами правительств стран СНГ.
Организация разработки межгосударственных нормативных документов в строительстве возложена на МНТКС, которая сформирована органами исполнительной власти государств, осуществляющими функции по разработке и реализации технической политики в строительстве, включая его нормативное обеспечение (далее - органы управления строительством). Постоянно действующим рабочим органом МНТКС является секретариат МНТКС, функции которого с ноября 2010 г. по решению XXX заседания МПСС осуществляет Федеральное государственное учреждение "Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве" (ФГУ "ФЦС"), Москва.
С принятием в ряде стран СНГ нового законодательства о техническом регулировании в этих странах разработаны и введены в действие национальные технические регламенты в области строительства. Концепцией технического регулирования в государствах-участниках СНГ, принятой постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 3 декабря 2009 г. N 33-22, поставлена задача в ближайшие пять лет создать систему технического регулирования государств-участников СНГ, включая разработку и введение в действие межгосударственных технических регламентов. Межгосударственные регламенты, а также регламенты ЕврАзЭС и Таможенного союза, должны быть обеспечены соблюдением требований соответствующих межгосударственных и национальных нормативных документов.
Настоящие МСН устанавливают основные принципы и общую структуру Системы межгосударственных нормативных документов в строительстве, порядок разработки межгосударственных нормативных документов, их утверждения, введения в действие и применения в странах СНГ, в том числе участвующих в разработке общих для них технических регламентов в области строительства. Предусматривается последовательная работа по гармонизации и сближению требований межгосударственных нормативных документов в области строительства с требованиями международных и европейских стандартов, с учетом условий строительства и эксплуатации объектов на территории государств-участников СНГ, исходя из общих целей и задач технического регулирования строительства в этих государствах.
Настоящие строительные нормы устанавливают основные принципы Системы межгосударственных нормативных документов в строительстве (далее - Система) и общую структуру Системы, требования к входящим в нее нормативным документам, к их содержанию, построению, изложению и оформлению, а также порядку разработки, утверждения и применения.
Положения настоящего документа обязательны при разработке межгосударственных нормативных документов в строительстве и при их применении в присоединившихся к ним государствах-участниках СНГ.
В настоящих строительных нормах использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения;
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения;
ГОСТ 1.2-2009 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены;
ГОСТ 1.3-2008 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия межгосударственных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов;
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.
Используемые в тексте термины и их определения приведены в приложении А.
4.1 Система межгосударственных нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность региональных нормативных документов государств-участников СНГ, совместно разработанных заинтересованными государствами в целях формирования единой для государств нормативной базы проектирования и строительства, отвечающей общим задачам обеспечения безопасности в государствах и развития экономического сотрудничества.
4.2 Межгосударственные нормативные документы Системы определяют требования к объектам технического регулирования в строительстве на всех этапах их создания, эксплуатации или использования, исходя из общих целей технического регулирования в соответствии с назначением этих объектов. Эти документы должны способствовать решению стоящих перед строительством задач, в том числе в области обеспечения:
безопасности строительных объектов для жизни и здоровья людей, животных и растений в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений;
защиты людей, а также зданий и сооружений от неблагоприятных воздействий среды с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
надежности и качества строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования зданий и сооружений;
выполнения экологических требований, обеспечения рационального использования материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
взаимопонимания участников инвестиционного процесса при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранения технических барьеров в международном сотрудничестве.
4.3 Межгосударственные нормативные документы Системы являются одним из средств межотраслевого регулирования при проектировании (включая изыскания), строительстве, эксплуатации и ликвидации строительных объектов, производстве и применении строительных материалов и изделий, в том числе в целях реализации требований межгосударственных технических регламентов государств-участников СНГ, а также технических регламентов ЕврАзЭС и Таможенного союза.
4.4 Система формируется на единой методической и научно-технической основе как открытая для дальнейшего развития.
4.5 Межгосударственные нормативные документы Системы предусматривается разрабатывать с применением изложенных в разделе 6 методических принципов нормирования, обеспечивающих повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач при проектировании и строительстве.
4.6 В межгосударственных нормативных документах Системы предусматривается устанавливать требования, обеспечивающие необходимую сопоставимость, сближение и гармонизацию разрабатываемых межгосударственных нормативных документов Системы с международными стандартами, региональными стандартами европейского сообщества и национальными нормативными документами технически развитых зарубежных стран.
5.1 Объектами технического регулирования в области строительства, требования к которым устанавливаются в нормативных документах Системы, являются:
продукция строительства - строящиеся, вводимые в эксплуатацию после завершения нового строительства, реконструкции или капитального ремонта и эксплуатируемые здания и сооружения всех отраслей экономики независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. При этом для нормативных документов в области строительства объектом технического регулирования является строительная часть зданий и сооружений, включая внутренние системы инженерного обеспечения;
процессы инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений;
строительные материалы и изделия, применяемые для изготовления и (или) возведения строительных конструкций и устройства внутренних систем инженерного обеспечения (водопровода, канализации и отопления) зданий и сооружений.
Межгосударственные нормативные документы Системы не распространяются на технологические процессы и технологическое оборудование зданий и сооружений, независимо от их назначения, на оборудование машиностроения, применяемое для устройства систем вентиляции и кондиционирования воздуха, дымоудаления, газоснабжения, электроустановок зданий и сооружений, систем автоматизации, сигнализации, видеонаблюдения и управления, а также другую, применяемую в строительстве продукцию отраслей промышленности, не относящихся к промышленности строительных материалов и строительной индустрии, стандарты на которую принимаются Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС).
5.2 Структура Системы определяется номенклатурой объектов регулирования и приведена в приложении Б. Для однородных объектов формируются комплексы (группы) документов различных видов, объединяемых единством целей и задач.
В состав Системы входят технические нормативные документы следующих видов:
межгосударственные строительные нормы - МСН;
межгосударственные своды правил по проектированию и строительству - МСП;
межгосударственные стандарты (в области строительства, включая строительные материалы и изделия) - ГОСТ.
Кроме того, в строительстве предусматривается применять межгосударственные стандарты общетехнического характера и стандарты на используемую в строительстве продукцию различных отраслей промышленности, принимаемые МГС, а также межгосударственные нормативные документы, в соответствии с их статусом и областью применения, принимаемые органами государственного надзора.
5.3 Межгосударственные строительные нормы в рамках Системы предназначены для применения в присоединившихся государствах-участниках СНГ на обязательной основе. В соответствии с требованиями настоящих норм для обеспечения соблюдения требований межгосударственных технических регламентов в области строительства и в развитие базовых требований этих технических регламентов, в МСН должны устанавливаться требования по безопасности зданий и сооружений, включая застройку территорий и поселений, строительных конструкций и внутренних систем инженерного обеспечения, а также процессов изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации строительных объектов.
Требования межгосударственных строительных норм к зданиям и сооружениям должны устанавливаться в форме задач по обеспечению безопасности, которые должны быть решены при проектировании и строительстве и в результате выполнения которых будут реализованы цели технического регламента.
5.4 Межгосударственные своды правил по проектированию и строительству предназначены для применения на добровольной основе совместно с соответствующими межгосударственными строительными нормами в целях обеспечения соблюдения обязательных требований по безопасности технических регламентов СНГ в области строительства и межгосударственных строительных норм и должны содержать проверенные практикой способы выполнения требований межгосударственных строительных норм.
5.5 Межгосударственные стандарты в области строительства предназначены для применения на добровольной основе в целях обеспечения соблюдения обязательных требований по безопасности межгосударственных технических регламентов и межгосударственных строительных норм и (или) обеспечения единства требований к качеству строительных материалов и изделий. Стандарты должны содержать рекомендуемые параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, методы их испытаний, требования к строительным материалам и изделиям, обеспечивающие техническое единство и качество при разработке и производстве этой продукции, а также сохраняемость свойств материалов и изделий в процессе эксплуатации зданий и сооружений.
6.1 Межгосударственные нормативные документы Системы должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на решение общих для документов Системы задач и обеспечивающие решение конкретных задач в соответствии с областью применения каждого документа.
Требования этих документов должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии и передовом опыте стран СНГ, учитывать мировой опыт проектирования и строительства, требования международных стандартов и региональных европейских стандартов, национальных стандартов и норм технически развитых зарубежных стран.
6.2 Межгосударственные строительные нормы должны содержать требования к указанным в пункте 5.3 объектам технического регулирования - зданиям, сооружениям и соответствующим процессам, обеспечивающие достижение целей технических регламентов к этим объектам, включая:
надежность зданий, сооружений и их систем - прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований в расчетных ситуациях эксплуатации;
устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при землетрясениях, обвалах, оползнях и в других расчетных ситуациях опасных природных воздействий;
устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;