4.2.1 Кодирование многоканального звука при низкой скорости передачи
4.2.1.1 Универсальная многоканальная звуковая система
Стандарт на низкоскоростное кодирование моно- и стереозвуковых сигналов был установлен в ГОСТ Р 54711. Настоящий стандарт применим для кодирования высококачественных цифровых аудиосигналов без изображений для каналов передачи с ограниченной пропускной способностью.
Стандарт аудиокодирования ГОСТ Р 54711 может использоваться как вместе с MPEG-1 Видео, так и с MPEG-2 Видео, если требования ограничены двухканальным стерео. MPEG-2 Аудио (настоящий стандарт) обеспечивает расширение до 3/2 многоканального аудио и дополнительного НЧ-канала (LFE).
В данном стандарте регламентируется субполосная система аудиокодирования под названием MPEG-AudioMultichannel, которая может использоваться для высококачественного цифрового многоканального и/или многоязычного звука на носителях или для передачи по каналам связи с ограниченной емкостью. Одной из основных характеристик является обратная совместимость с ГОСТ Р 54711 моно-, стерео- или двухканальными аудиопрограммами. Эта ситема разработана для использования в различных приложениях.
Системы многоканального звука обеспечивают улучшенное стереозвучание по сравнению со стандартными двухканальными системами. Улучшенное звучание требуется не только для приложений сопровождения изображений, но также и для звуковых приложений.
Универсальная и совместимая многоканальная звуковая система применима для спутникового и наземного телевизионного вещания, цифрового звукового вещания (наземного и спутникового), так же как и для других носителей.
4.2.1.2 Представление многоканального звука
4.2.1.2.1 3/2-stereo плюс LFE
Для стереофонического представления звуковой программы рекомендуется использование дополнительного центрального канала и двух каналов окружения
и
вместе с фронтальными левым и правым каналами
и
. Такая система названа 3/2-stereo (3 фронтальных канала/2 канала окружения) и требует передачи соответственным образом форматированных пяти аудиосигналов.
Для звукового сопровождения изображения (например, HDTV) три фронтальных канала обеспечивают достаточную направленность и четкость фронтальных звуковых образов, связанных с изображением, в соответствии с принятой в кино практикой. Основным преимуществом является "устойчивый центр", который обеспечен при любом расположении слушателя и важен для большинства диалогов.
Кроме того, для приложений, ориентированных только на звуковые программы, формат 3/2-stereo является улучшением двухканального стерео. Добавление одной пары каналов окружения позволяет получить улучшение эффекта пространственного звучания.
Канал НЧ (в данном случае канал LFE) может быть добавлен к любой из этих конфигураций. Назначение этого канала заключается в расширении диапазона воспроизводимых нижних частот и увеличении их уровня громкости. В этом смысле данный канал несет ту же функцию, что и канал LFE, предложенный киноиндустрией для их цифровых звуковых систем.
Канал LFE не должен использоваться для всего низкочастотного контента многоканальной звуковой программы. Канал LFE является дополнительным в ресивере, и, следовательно, должен использоваться только для низкочастотных эффектов большого уровня громкости. Канал LFE исключен из любых операций дематрицирования в декодере. Частота дискретизации канала LFE соответствует частоте дискретизации основных каналов, разделенной на 96. Это обеспечивает 12 отсчетов LFE в пределах одного аудиофрейма. Канал LFE способен передавать сигналы в диапазоне от 15 до 120 Гц.
4.2.1.2.2 Совместимость
В результате широкого использования стандартных стереопрограмм с двумя каналами (2/0-stereo), должна поддерживаться совместимость с существующими системами озвучания 2/0-stereo или с существующими матрицируемыми ресиверами объемного звука. Это означает, что для многих приложений основной сигнал стерео, содержащий сумму сигналов многоканальной системы, должен быть передан вместе с многоканальной аудиоинформацией. Соответствующие пары выражений являются (1, 2), (3, 4), (5, 6) и (7, 8).
, (1)
(2)
или
, (3)
(4)
или
, (5)