6.2.1 Дешифрирование космо- и аэрофотоматериалов и аэровизуальные наблюдения являются обязательным видом работ при выполнении инженерно-геологических изысканий на оползневых склонах и откосах автомобильных дорог, обычно предшествующим инженерно-геологической съемке и другим наземным исследованиям. Эффективность этих методов максимальна при одновременном изучении протяженных склонов и откосов дорог, а также при анализе динамике развития на них оползневых процессов. Космо- и аэрофотоматериалы позволяют одновременно оценить сложность инженерно-геологической обстановки в разных частях исследуемой территории с равной детальностью. Кроме того, использование аэро- и космофотоматериалов способствуют размещению наземных работ и, следовательно, снижению стоимости последних.
6.2.2 Основными задачами дешифрирования и аэровизуальных наблюдений являются:
- установление наличия и масштаба оползневых явлений, их границ, типов, формы, приуроченности к определенным комплексам пород и геоморфологическим уровням;
- определение стадии развития оползневых процессов;
- выявление факторов воздействия на развитие оползней;
- установление видимых деформаций поверхности земли и отдельных инженерных сооружений;
- уточнение границ развития на склоне разных генетических типов четвертичных отложений;
- локализация разрывных нарушений и зон повышенной тектонической трещиноватости горных пород;
- локализация областей распространения, питания и разгрузки подземных и поверхностных вод;
- установление границ различных ландшафтов;
- уточнение границ различных геоморфологических элементов;
- установление характера и величины техногенной нагрузки на склоны и степени их техногенного преобразования;
- приближенная оценка возраста (относительного возраста) оползневых деформаций;
- определение динамики развития оползневых процессов - по снимкам разных лет и по сравнению облика склонов (откосов)-аналогов на той же территории.
6.2.3 Основными регламентирующими нормативными документами при выполнении дешифрировании космо- и аэрофотоматериалов являются СНиП 11-02, СП 11-105 (часть I) и СП 11-105 (часть II).
6.2.4 При выполнении инженерно-геологических изысканий на оползневых склонах и откосах автомобильных дорог используются следующие материалы:
- космоснимки;
- аэрофотоснимки (плановые и перспективные), в том числе: черно-белые, цветные, спектрозональные;
- материалы тепловых (инфракрасных) съемок и сканерные снимки.
Удобство перспективных аэрофотоснимков заключается в том, что они позволяют увидеть особенности строения территории не только с высоты, но и под более привычным, чем плановые, углом зрения, что бывает особенно полезно при изучении оползневых тел.
6.2.5 При дешифрировании используется широкий спектр масштабов аэрофотоснимков - от 1:60000 до 1:1000. Как правило, масштаб аэрофотоматериалов должен быть на разряд более крупным по сравнению с масштабом использующейся карты или проводимой съемки (т.е., например, при съемке среднего масштаба используются крупномасштабные снимки).
6.2.6 Геолого-геоморфологические условия рекомендуется изучать по снимкам масштабов 1:25000-1:60000, а для изучения площадей развития оползневых процессов и объема тел необходимо использовать аэрофотоснимки масштабов 1:5000-1:10000.
6.2.7 На предпроектной стадии планирования защитных сооружений автодороги дешифрирование аэрофотоматериалов следует осуществлять в два этапа:
- предварительное дешифрирование в предполевой период;
- дешифрирование в том числе с использованием аэровизуальных наблюдений в полевых условиях и при камеральной обоработке материалов.
6.2.8 На стадии проектирования защитных сооружений автодороги дешифрирование аэрофотоматериалов как отдельный вид работ не проводится, однако при выполнении инженерно-геологической съемки в масштабе 1:2000-1:10000 рекомендуется использовать имеющиеся отдешифрированные материалы, а также проводить уточнение границ оползневых тел относительно выявленных ранее на снимках.
6.2.9 На последующих стадиях проектирования, строительства и эксплуатации сооружений собственно дешифрирование и аэровизуальные наблюдения не проводится, но эти материалы используются при обследованиях и мониторинге оползневых склонов в ходе содержания автомобильных дорог для сбора информации о динамике развития процессов.
6.2.10 Структурная схема процесса дешифрирования аэрофотоматериалов при выполнении инженерно-геологических изысканий на оползневых склонах и откосах автомобильных дорог включает 3 этапа: