5.1 Инженерно-геологические изыскания на оползнеопасных склонах и откосах автомобильных дорог являются видом инженерной деятельности, обеспечивающей комплексное изучение природных и техногенных условий участка трассы, получение необходимых материалов для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных решений при проектировании, строительстве, эксплуатации и реконструкции объектов дорожного хозяйства, а также выбора рационального варианта противооползневых сооружений.
5.2 Инженерно-геологические изыскания на оползнеопасных склонах и откосах автомобильных дорог следует выполнять согласно требованиям СНиП 11-02 и СП 11-105 (часть I, II, III, IV, V и VI).
5.3 При инженерно-геологических изысканиях на оползнеопасных участках помимо изучения геологического строения, гидрогеологических условий, свойств грунтов, а также проведения других общепринятых и обязательных исследований освещаются следующие вопросы:
- тип оползней, их возраст, положения базисов, морфометрические параметры, форма поверхности скольжения, основной деформирующийся горизонт и механизм смещения;
- приуроченность оползневых процессов к определенным геологическим образованиям, тектоническим структурам и геоморфологическим элементам;
- роль отдельных природных и антропогенных факторов оползнеобразования в снижении устойчивости склонов и откосов (на основе установления зависимости между активностью оползневых подвижек и интенсивностью проявления факторов оползнеобразования);
- степень устойчивости склона или откоса и прогноз его дальнейшего поведения (возможности активизации старых или возникновения новых оползней, определение стадии развития действующих и др.);
- опыт осуществленной в данном районе противооползневой защиты с анализом ее эффективности;
- оценка геологических рисков и необходимость противооползневой защиты, ее основные направления, очередность строительных работ.
5.4 Для обеспечения качества и согласованности получаемых результатов инженерно-геологические изыскания включают в себя этапы подготовительных (предполевых), полевых и камеральных работ.
5.5 В состав подготовительных работ по инженерно-геологическим изысканиям входят:
- сбор и обработка материалов изысканий прошлых лет;
- дешифрирование аэро- и космоматериалов, аэровизуальные наблюдения.
5.6 По результатам подготовительных работ составляются программа изысканий (см.п.5.13) и предварительная карта оползневых процессов по всей трассе изучаемой автомобильной дороги. Масштаб карты в зависимости от протяженности дороги может варьировать в пределах от 1:2000 до 1:25000.
5.7 В состав полевых работ по инженерно-геологическим изысканиям входят:
- маршрутные наблюдения;
- проходка горных выработок;
- геофизические исследования;
- полевые исследования грунтов;
- гидрогеологические исследования;
- обследование грунтов оснований фундаментов существующих зданий и сооружений, расположенных в зоне влияния оползневого процесса;
- стационарные наблюдения (мониторинг компонентов геологической среды).
5.8 В состав камеральных работ по инженерно-геологическим изысканиям входят:
- лабораторные исследования грунтов и подземных вод;
- разработка прогноза устойчивости склонов и откосов различной срочности;
- оценка опасности и риска оползневых процессов;
- разработка рекомендаций по проектированию и содержанию сооружений инженерной защиты;
- разработка технического отчета.