Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 8253-1-2012 Акустика. Методы аудиометрических испытаний. Часть 1. Тональная пороговая аудиометрия по воздушной и костной проводимости

     6 Определение порогового уровня прослушивания по воздушной проводимости методом аудиометрии на фиксированных частотах

6.1 Общие положения

Аудиометрические испытания проводят с использованием ручного аудиометра или автоматического регистрирующего аудиометра согласно 6.2-6.4.

Если настройки аудиометра выполняют вручную, то испытания начинают с частоты 1000 Гц, последовательно повышая частоту тона, а затем проводят испытания в области ниже 1000 Гц, последовательно понижая частоту тона. Повторное испытание проводят на частоте 1000 Гц для уха, обследованного первым.

На низких частотах и при высоких уровнях прослушивания могут иметь место вибротактильные ощущения. Следует принять меры к тому, чтобы они не были ошибочно интерпретированы как слуховые ощущения.

При использовании автоматического регистрирующего аудиометра рекомендуется, чтобы последовательность предъявления тонов была такой же, как и в случае использования ручного аудиометра.

6.2 Определение пороговых значений при измерениях с ручным управлением

6.2.1 Предъявление и прерывание тестовых сигналов

Тестовый тональный сигнал должен быть непрерывным и иметь длительность от 1 до 2 с. При наличии реакций испытуемого интервал между предъявлениями сигналов изменяют, но он не должен быть меньше длительности сигнала. Если иное специально не оговорено, то во всех методах, рассматриваемых в настоящем стандарте, процедуры предъявления тестовых сигналов должны соответствовать требованиям настоящего подраздела.

В качестве альтернативной формы тестового сигнала иногда используют пульсирующий тон. Однако в настоящее время отсутствуют данные о том, насколько коррелируют результаты, полученные с помощью постоянных и пульсирующих тонов. Если в испытаниях используют пульсирующий тон, то на аудиограмме должна быть сделана специальная отметка об этом.

6.2.2 Ознакомление испытуемого с тестовыми сигналами

Прежде чем приступить к измерениям пороговых значений, следует дать испытуемому практическое представление о стоящей перед ним задаче. Для этого ему предъявляют тестовый сигнал, уровень которого достаточно высок, чтобы заведомо вызвать у испытуемого соответствующую реакцию. Аудиометрист должен убедиться, что испытуемый правильно понял, что ему надлежит делать в процессе испытаний.

Пример - Процедуре ознакомления испытуемого может включать в себя следующие действия:

a) предъявляют испытуемому отчетливо слышимый тон (например, для испытуемого с нормальным слухом может быть предъявлен тон с уровнем прослушивания 40 дБ) на частоте 2000 Гц;

b) уменьшают уровень прослушивания с шагом 20 дБ до тех пор, пока предъявляемый тестовый сигнал не перестанет вызывать реакцию испытуемого;

c) повышают уровень прослушивания с шагом 10 дБ, пока реакция испытуемого не появится вновь;

d) повторно предъявляют тон на том уровне, который вызвал появление реакции.

Если реакции испытуемого находятся в соответствии с предъявляемыми тестовыми сигналами, то процедуру ознакомления считают завершенной. В противном случае всю процедуру повторяют заново. Если и после этого реакции останутся неадекватными, то заново проводят инструктаж испытуемого.

Описанная процедура может быть неприменима в случае сильной тугоухости испытуемого.

6.2.3 Измерение порога слышимости с использованием и без использования маскирующего шума

6.2.3.1 Общие положения

Методы испытаний без воздействия маскирующего шума на контралатеральное ухо рассматриваются в 6.2.3.2. Методы с использованием маскирующего шума рассматриваются в 6.2.3.3. Метод расчета порогового уровня прослушивания рассматривается в 6.2.4.

6.2.3.2 Испытания без использования маскирующего шума

Устанавливаются два метода аудиометрических испытаний с применением ручного аудиометра: метод границ и метод восходящих рядов. Различие этих методов состоит только в порядке предъявления тонов разных уровней испытуемому.

В методе восходящих рядов уровень предъявляемого тона последовательно повышают до появления реакции испытуемого.

В методе границ уровень тона вначале также последовательно повышают до появления реакции, после чего испытуемому предъявляют серию тестовых сигналов с понижающимися уровнями тона.

Практика показывает, что при правильном применении оба метода измерения порогового уровня прослушивания дают приблизительно одинаковые результаты.

В приведенной ниже пошаговой процедуре измерений эти два метода различаются только на шаге 2.

Если в результате измерений пороговых уровней прослушивания получены значения 40 дБ и выше для каждого уха и на каждой частоте тона, то к достоверности таких результатов следует относиться с осторожностью ввиду возможного влияния на них так называемого эффекта переслушивания. Для уточнения результатов прибегают к маскированию контралатерального уха.