Плавкость золы представляет собой сложный процесс, в ходе которого происходит спекание, усадка или набухание. Метод, описанный в настоящем стандарте, дает возможность получить информацию о процессах, происходящих в сложных неорганических элементах золы топлива при высоких температурах.
Плавкость золы твердого топлива - это свойство золы постепенно переходить из твердого состояния в жидкоплавкое при нагревании в стандартных условиях. Плавкость золы описывается набором температур, которые характеризуют все стадии этого процесса.
Метод испытания в большинстве случаев является эмпирическим. Зола, используемая для испытания, является гомогенным (однородным) материалом топлива. Определение проводят с контролируемой скоростью нагрева в контролируемой атмосфере. В производственных условиях в сложные процессы горения и плавления вовлекаются гетерогенные смеси частиц, переменная скорость нагрева и газовые составы.
Методы, описанные в настоящем стандарте, должны использоваться в зависимости от следующих аспектов и параметров:
- повторяемость,
- воспроизводимость,
- надежность,
- время исполнения (экспресс-методы испытаний),
- эффективность затрат;
- возможность автоматизации испытаний.
Температуры, характеризующие все стадии испытания, могут быть использованы для сравнения поведения золы различных типов и качеств твердого топлива из бытовых отходов.
Метод, изложенный в настоящем стандарте, основан на методе, изложенном в ГОСТ Р 54238.
Термины "плавление золы" и "размягчение золы" являются синонимами термина "плавкость золы".
В настоящее время плавкость золы - общепринятый показатель, характеризующий свойства золы образовывать шлаки в топках (шлакуемость топлива).