0.1 Общие положения
В настоящем стандарте под менеджментом активов (см. 3.2) понимают постоянную и скоординированную деятельность организации, направленную на оптимальное управление производственными (физическими) активами, их производительностью, рисками и расходами на всех этапах жизненного цикла для выполнения стратегических планов организации. Стратегический план (см. 3.25) - общий долгосрочный план работы организации по выполнению основных направлений развития организации, соответствующий ее политике в сфере бизнеса, требованиям причастных сторон, целям деятельности и менеджмента риска.
Эффективное внедрение в деятельность организации менеджмента активов позволяет организации максимально реализовать выбранные направления развития и достичь установленных стратегических целей на всех этапах жизненного цикла. Для этого необходимо установить приоритетность активов при их приобретении или создании, определить оптимальные методы управления ими и внедрить оптимальные принципы обновления, создания, обновления активов и/или распоряжения ими.
Основными преимуществами оптимизации менеджмента активов на всех этапах жизненного цикла являются:
- повышение степени удовлетворенности потребителей путем повышения производительности оборудования и контроля качества поставляемых продукции и услуг в соответствии с установленными требованиями;
- снижение степени негативного воздействия активов на окружающую среду, безопасность и здоровье персонала и потребителей;
- минимизация сроков возврата инвестиций и/или рост инвестиционной привлекательности;
- возможность долгосрочного планирования, повышения доверия со стороны причастных сторон и достижения устойчивого развития организации;
- способность обеспечивать оптимальное соотношение цены и качества в условиях ограниченного финансирования;
- наличие объективных свидетельств достижения максимальной управляемости и систематизации активов, способных продемонстрировать соответствие установленным законодательным и обязательным требованиям;
- постоянное улучшение менеджмента риска и системы менеджмента в целом, наличие объективных следов аудита, направленных на принятие оптимальных решений и снижение связанного с ними риска;
- повышение репутации организации, достижение дополнительных преимуществ, которые могут включать в себя рост стоимости акций и привлекательности для акционеров, повышение конкурентоспособности продукции и услуг, рост удовлетворенности персонала, достижение результативного и эффективного материально-технического снабжения в цепи поставок;
- возможность демонстрировать устойчивое развитие организации вследствие внедрения менеджмента активов на всех этапах жизненного цикла.
Получение таких преимуществ основано на внедрении основных принципов менеджмента активов при проектировании и создании системы менеджмента активов.
Для успешного внедрения данных принципов существенными являются:
- организационная структура, которая должна обеспечить внедрение этих принципов, эффективное управление и лидерство руководства;
- осведомленность и компетентность персонала, координация выполнения поставленных задач персоналом и работы специалистов различного профиля;
- адекватная информация и знание особенностей, производительности, риска и затрат каждого актива, а также взаимосвязей между этими показателями.
Рисунок 1 - Основные принципы и характеристики менеджмента активов
0.2 Виды активов
Производственные активы (см. 3.1) представляют собой один из пяти видов активов, управление которыми требует всеобъемлющего подхода для успешной реализации стратегического плана организации. Другие виды активов включают в себя: человеческие, информационные, финансовые и нематериальные активы (репутация, моральные ценности, интеллектуальная собственность, доброжелательность персонала и т.п.).
Область применения настоящего стандарта охватывает менеджмент производственных активов и систем активов (см. 3.12). Менеджмент производственных активов и систем активов неразрывно связан с другими видами активов; в рамках настоящего стандарта другие виды активов рассмотрены только в случае, когда они оказывают прямое влияние на менеджмент производственных активов. На рисунке 2 показана область применения стандартов ГОСТ Р серии 55235 относительно других видов активов и взаимосвязь с ними.
Несмотря на то, что человеческие факторы, такие как лидерство, мотивированность и общая культура, непосредственно не входят в область применения настоящего стандарта, их следует учитывать при внедрении менеджмента активов для обеспечения устойчивого и жизнеспособного развития организации. При оценке человеческого фактора необходимо учитывать влияние владельцев организации, руководителей, работников, подрядчиков и поставщиков.