Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 10542-1-2011 Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 1. Требования и методы испытания для всех систем

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 взрослый (adult): Лицо, имеющее массу более 36 кг.

3.2 подушка безопасности (airbag, inflatable restraint system, supplementary restraint system): Дополнительная система удержания пользователя, состоящая из датчика или датчиков, устройств диагностики, насоса(ов) для накачивания и устройства (устройств), которые надувают подушку при определенных видах столкновения транспортного средства для обеспечения защиты пользователя(ей) от столкновения с внутренними частями транспортного средства.

3.3 точка фиксации (anchor point): Точка (область) на внутренней части транспортного средства, на полу или стене, кресле-коляске или креплении кресла-коляски, к которым прикреплен фиксатор.

3.4 фиксатор (anchorage): Набор устройств и приспособлений, посредством которых нагрузка непосредственно передается от крепления кресла-коляски к транспортному средству или от устройства удержания пользователя к транспортному средству, креслу-коляске, креплению кресла-коляски или внутренним частям транспортного средства.

3.5 антропоморфическое испытательное устройство; АИУ (anthropomorphic test device; ATD): Шарнирно-сочлененный физический аналог тела мужчины средних размеров, используемый для представления пользователя кресла-коляски при испытании.

3.6 натяжитель ремня безопасности с автоматической фиксацией (automatic-locking retractor): Натяжитель ремня безопасности с возможностью регулирования принудительного самоблокирующегося механизма, способного выдержать силы ремня безопасности пользователя.

3.7 задний фиксатор (back restraint): Устройство или система, предназначенные для ограничения смещения пользователя назад при столкновении за счет поддержания задней части туловища.

3.8 ремень (belt): Отрезок тканого материала, используемый как часть устройства удержания пользователя или поддержания его позы.

3.9 натяжитель ремня безопасности с аварийной фиксацией (emergency-locking retractor): Натяжитель ремня безопасности в сочетании с механизмом фиксации, который приводится в действие при ускорении, замедлении или при определенной скорости перемещения тесьмы ремня безопасности относительно автомобиля и который способен противостоять в заблокированном состоянии силам ремня безопасности пользователя.

3.10 концевое соединение (end fitting): Фиксатор или оборудование крепления, с помощью которых крепятся ремень крепления кресла-коляски или системы удержания пользователя, подсоединенные непосредственно к точке фиксации или точке крепления кресла-коляски.

3.11 возвратно-поступательное движение (excursion): Горизонтальное перемещение АИУ или кресла-коляски во время испытаний относительно их первоначального положения на ударных салазках.

3.12 зажим (fastener): Устройство, используемое для физического крепления к месту отдельных компонентов и частей оборудования.

Примечание - Это определение включает в себя болты, гайки, винты и заклепки, но не ограничивается ими.

3.13 развернутый лицом вперед (forward-facing): Ориентация, при которой пользователь, сидящий в кресле-коляске, развернут лицом к передней части транспортного средства и базовая плоскость кресла-коляски находится в пределах 10° от продольной оси транспортного средства.

3.14 четырехточечное крепление (four-point tiedown): Система крепления кресла-коляски, которая крепится к раме кресла-коляски в четырех отдельных точках крепления и также крепится к транспортному средству в четырех отдельных точках фиксации.

3.15 четырехточечное крепление ременного типа (four-point strap-type tiedown): Четырехточечное крепление, в котором использован комплект из четырех ремней для закрепления кресла-коляски в транспортном средстве.

3.16 комплект ремней безопасности (harness): Набор ремней системы удержания пользователя, состоящий, по крайней мере, из одного ремня, предназначенного для удержания таза и двух ремней, удерживающих верхнюю часть туловища за счет приложения силы к обоим плечам.

3.17 подголовник (head restraint): Устройство, предназначенное для ограничения перемещения головы пользователя назад.

3.18 устройство моделирования столкновения (impact simulator): Устройство для ускорения, торможения или сочетания торможения и ускорения части транспортного средства или узла моделируемого транспортного средства, включающее в себя приборы для измерения параметров, требуемых настоящим стандартом.

3.19 ударные салазки (impact sled): Часть устройства моделирования столкновения, на котором могут быть смонтированы элементы, используемые при испытаниях на столкновение.

3.20 удержание пользователя (occupant restraint): Система или устройство, предназначенные для удержания пользователя транспортного средства при столкновении, чтобы предотвратить его выброс и предотвратить или минимизировать взаимодействие с внутренними компонентами транспортного средства и другими пассажирами.

3.21 набедренный ремень безопасности (pelvic restraint; pelvic belt; lap belt; lap restraint; lower torso restraint): Ремень безопасности в составе системы, служащий для ограничения перемещения бедер.

3.22 точка (point ): Базовая точка, расположенная в центре поперечного сечения цилиндра диаметром 100 мм и длиной 200 мм с продольной осью, перпендикулярной к базовой плоскости кресла-коляски, и расположенного так, что поверхность цилиндра контактирует со спинкой сиденья и верхней поверхностью сиденья. См. рисунок 1.

_______________

Базовая плоскость кресла-коляски.