Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

        
     ГОСТ Р 51901.22-2012

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Менеджмент риска

РЕЕСТР РИСКА

Правила построения

Risk management. Risk register. Principles of development



ОКС 03 100.01

Дата введения 2013-12-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 010 "Менеджмент риска"

3 УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Реестр риска является одним из способов представления и хранения информации об опасных событиях и риске. В реестр риска обычно включают основные виды опасностей, применяемые методы оценки и снижения риска и мероприятия по предупреждению, снижению и обработке риска. При разработке реестра риска необходимо учитывать соответствующие законодательные и обязательные требования, а также иную доступную информацию о видах опасности и риске их возникновения. Однако составление реестра риска, особенно при наличии большого количества источников опасности, требует больших усилий, затрат времени, финансовых средств, а также накопления необходимого объема информации.

Необходимость разработки и ведения реестра риска организация определяет самостоятельно.

Настоящий стандарт следует применять с учетом требований основополагающих стандартов в области риска: ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 и ГОСТ Р 51897/Руководство ИСО 73:2009.

     1 Область применения


В настоящем стандарте установлены правила построения реестра риска. Общие принципы разработки и ведения реестра риска установлены в ГОСТ Р 51901.21.

Реестр риска является одним из способов представления информации о риске. Необходимость разработки и ведения реестра риска организация определяет самостоятельно.

Реестр риска может применяться как элемент системы менеджмента риска или самостоятельно. В системе менеджмента риска реестр риска не является обязательным элементом, могут быть использованы другие способы представления информации о риске.

Настоящий стандарт предназначен в первую очередь для менеджеров по риску, руководителей организаций и технических экспертов по оценке опасных событий, инцидентов и аварий, а также для ответственных за разработку политики менеджмента риска, составление реестра риска, управление и оценку риска, оценку эффективности менеджмента риска организации.

Реестр риска позволяет организациям на местном, региональном и федеральном уровнях сопоставлять данные о риске и применять апробированные методы предупреждения опасных событий и инцидентов и реагирования на них.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 Менеджмент риска. Методы оценки риска

________________

Действует ГОСТ Р 58771-2019 "Менеджмент риска. Технологии оценки риска".


ГОСТ Р 51897 Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р 51901.21 Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения

ГОСТ Р 51901.23 Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 риск (risk): Следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей.

_______________

В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда".


Примечание 1 - Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (позитивное и/или негативное).

Примечание 2 - Цели могут быть различными по содержанию (в области экономики, здоровья, экологии и т.п.) и назначению (стратегические, общеорганизационные, относящиеся к разработке проекта, конкретной продукции и процессу).

Примечание 3 - Риск часто характеризуют путем описания возможного события и его последствий или их сочетания.

Примечание 4 - Риск часто представляют в виде последствий возможного события (включая изменения обстоятельств) и соответствующей вероятности.

Примечание 5 - Неопределенность - это состояние полного или частичного отсутствия информации, необходимой для понимания события, его последствий и их вероятностей.

3.2 менеджмент риска (risk management): Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска.

3.3 реестр риска (risk register): Форма записи информации об идентифицированном риске.

Примечание - Термин "журнал риска" иногда используют вместо термина "реестр риска".

3.4 менеджер по риску (risk manager): Специалист по идентификации, оценке, анализу, обработке, мониторингу риска, а также другим видам деятельности в области менеджмента риска организации.

     4 Порядок разработки реестра риска организации

4.1 Общие положения

Основные цели разработки реестра риска, его место в системе менеджмента риска, преимущества и недостатки реестра риска, а также основные этапы разработки установлены в ГОСТ Р 51901.21.

Реестр риска должен содержать данные по идентификации опасных событий и оценке их риска, а также данные о возможных последствиях воздействия этих опасных событий на деятельность организации в стоимостном и материальном выражении. В реестр риска включают также оценку выполнения мероприятий по обработке риска. Типовая форма реестра риска приведена в таблице 1. В зависимости от особенностей организации форма и содержание реестра риска могут быть изменены или дополнены. Форма реестра риска должна быть утверждена высшим руководством организации.

Составление реестра риска начинают с определения области применения реестра риска, и в частности с определения объектов реестра риска. Объектами реестра риска могут быть:

- организация в целом, ее структурное подразделение или его часть;

- продукция, услуга, процесс или вид деятельности;

- персонал или отдельные работники.

Общие требования к определению области применения реестра риска установлены в ГОСТ Р 51901.21.

Распределение ответственности за разработку и ведение реестра риска должно соответствовать этапам менеджмента риска, поскольку внесение информации в реестр риска и ее корректировку следует выполнять после завершения каждого этапа менеджмента риска.

При внесении в реестр риска количественных данных следует (по возможности) указывать соответствующую им неопределенность.

Основные элементы реестра риска соответствуют этапам менеджмента риска, описанным в 4.2-4.6.


Таблица 1 - Типовая форма реестра риска

Идентификация опасных событий

Анализ риска

Индии-
видуа-
льный инден-
тификатор опасного события

Крат-
кое наиме-
нование опас-
ного собы-
тия и его описа-
ние

Этап жизнен-
ного цикла проду-
кции (услуги), на котором может возник-
нуть опасное событие

Причина опасного события

Возможные воздействия и последствия опасных событий на деятельность организации

Преду-
преждающие средства контроля и методы управ-
ления

Средства контроля и методы управ-
ления по реагиро-
ванию на опасное событие
и восста-
новлению деятель-
ности

Уровень приме-
няемых предупре-
ждающих средств контроля и методов управ-
ления

Уровень применя-
емых средств контроля и методов управ-
ления по реагиро-
ванию на опасное событие и восстано-
влению деятель-
ности

Источ-
ники данных и предпо-
ложения, использ-
уемые при оценке риска

Метод оценки и анализа риска

Оценка последствий (ущерба) при реализации опасного события

Вероят-
ность опасного события

Резуль-
тат количест-
венной оценки риска

Уровень неоп-
реде-
ленно-
сти оценки риска





Объект воздей-
ствия опас-
ного события

Описа-
ние воздей-
ствия опас-
ного события







Дни простоя

Стои-
мость

Другие единицы измере-
ния













Окончание таблицы 1

Сравнительная оценка риска

Обработка риска

Мониторинг риска и пересмотр реестра риска

Замеча-
ния, предло-
жения, ссылки

Критерий приемле-
мости риска

Результат сравни-
тельной оценки риска (риск неприе-
млемый, риск прием-
лемый, но требует обработки (ALARP), риск прием-
лемый)

Ранг опасного события в порядке возрас-
тания риска

Стратегия обработки риска (устранение, снижение, передача, принятие, оптимизация)

Значения показателей после внедрения стратегии менеджмента риска

Мероп-
риятия по обрабо-
тке риска

Срок выпол-
нения

Ответственный за выполнение мероприятий по обработке риска

Монито-
ринг мероп-
риятий по обрабо-
тке риска

Резуль-
таты анализа результа-
тивности и эффекти-
вности мероп-
риятий по обработке риска

Результаты анализа результа-
тивности и эффект-
ивности системы менедж-
мента риска


Оценка послед-
ствий

Оценка вероят-
ности опасного события

Оценка риска


План

Факт

Подраз-
деление

Долж-
ность

ФИО, подпись





план

факт

план

факт

план

факт