Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 15007-1-2012 Эргономика транспортных средств. Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства. Часть 1. Определения и параметры

Введение


Зрение является основным источником информации для водителя. Водитель смотрит на объекты и события и управляет транспортным средством в соответствии с дорожной ситуацией. Оценка зрительного поведения водителя является методом получения данных о том, сколько времени водитель смотрит на дорогу и на источники информации внутри транспортного средства.

Информационно-управляющие системы транспортного средства (ИУСТ) могут включать в себя видеодисплеи, которые предоставляют водителю информацию. Если эти видеодисплеи имеют элементы управления (например, предназначенные для выбора уровня увеличения изображения или пункта меню), то водитель может зрительно отслеживать свои действия по управлению этими элементами. Такое управление становится частью зрительного поведения водителя, связанного с работой ИУСТ/дисплея. По этой причине следует учитывать не только зрительное поведение, связанное с отображением информации, но также продолжительность и частоту взглядов, сопровождающих управляющие действия водителя.

Проведение сравнения между исследованиями определенных систем транспортного средства в различных условиях является сложной задачей из-за применения неодинаковых подходов и методов анализа.

В настоящем стандарте установлены термины и параметры, относящиеся к сбору и анализу данных о зрительном поведении водителя. Такой подход направлен на оценку реакции водителя на конструкцию транспортного средства, дорожную ситуацию и различные задачи как в реальных, так и смоделированных условиях. В основе настоящего стандарта лежит предположение, что эффективная обработка визуальной информации важна при управлении транспортным средством.

Практическую оценку зрительного поведения водителя в реальных или смоделированных условиях выполняют для выявления распределения внимания водителя между различными объектами. Оно может быть количественно определено с помощью учета направления, продолжительности и частоты взглядов на определенный объект. При данном подходе часто используют оборудование для видеозаписи. Также могут быть использованы более сложные технические средства, с помощью которых производят сбор дополнительной информации о зрительном поведении водителя.

Результаты такой оценки обеспечивают возможность сравнения относительного влияния использования ИУСТ в определенных условиях.

Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан техническим комитетом ИСО/ТС 22 "Дорожный транспорт".