Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 15005-2012 Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Принципы управления диалогом и процедуры проверки соответствия

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 коммуникация (communication): Обмен или передача информации.

3.2 элемент управления (control): Часть изделия или оборудования, используемая оператором для изменения работы изделия или оборудования.

3.2.1 первичный элемент управления (primary control): Устройство, используемое водителем для управления движением транспортного средства за счет перемещения (этого элемента) вперед-назад (продольное движение) и вправо-влево (боковое движение).

Пример - Рулевое колесо, педаль тормоза, педаль газа, рычаг переключения передач uли педаль сцепления.

3.2.2 вторичный элемент управления (secondary control): Устройство, не являющееся первичным элементом управления, используемое водителем для управления необходимыми функциями.

Пример - Стояночный тормоз, устройство подачи звукового сигнала (гудка), переключатели света, включатель сигналов поворота, включатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла, элемент управления аварийной сигнализацией или включатель функции антизапотевания.

3.3 управляющее действие (control action): Передача в систему определенной команды путем настройки/регулировки соответствующего элемента управления.

3.4 ввод данных (data entry): Действие водителя по предоставлению информации в систему, необходимой для выполнения выбранной функции.

3.5 диалог (dialogue): Обмен информацией между водителем и системой, инициируемый любой стороной, для достижения конкретной цели, состоящий из последовательности управляющих действий, которые могут задействовать более одной модальности.

3.6 результативность диалога (dialogue effectiveness): Успешный обмен информацией между системой и пользователем.

3.7 эффективность диалога (dialogue efficiency): Результативный обмен информацией, при котором от пользователя требуется мало усилий по сбору информации (например, чтение, прослушивание), обработке информации и вводу информации (например, управляющие действия).

3.8 управление диалогом (dialogue management): Управление обменом информацией в динамической форме между водителем и информационно-управляющей системой транспортного средства, организованное и отображаемое с помощью интерфейса любого типа.

3.9 дисплей (display): Устройство, позволяющее передавать водителю визуальную, звуковую или тактильную информацию в динамической форме.

3.10 отключение внимания (distraction): Захват внимания водителя информацией, не связанной с вождением, или информацией, связанной с вождением, но представленной в таком виде, что она чрезмерно привлекает внимание водителя, отвлекая его от важной информации.

3.11 водитель (driver): Человек, управляющий транспортным средством.

3.12 время просмотра (dwell time): Продолжительность времени чередования фиксаций взгляда и саккад между точками фиксации в течение продолжительности одного взгляда.

[ИСО 15007-1:2002, определение 3.5]

3.13 функция (function): Преобразование поступающей информации в определенный результат.

3.14 точка Н (H-point): Центр вращения туловища и бедра, определяемый с помощью трехмерного механизма определения точки Н, установленного на сиденье транспортного средства.

Примечание - Точка Н расположена в середине центральной линии механизма, проходящей между визирными метками точки Н, расположенными с обеих сторон механизма определения точки Н.

[ИСО 6549:1999, определение 3.2]

3.15 интерфейс (interface): Физические приспособления (или аппаратные средства), обеспечивающие взаимодействие водителя и системы.

3.16 изготовитель (manufacturer): Лицо или организация, ответственные за рабочие характеристики информационно-управляющей системы транспортного средства.

Примечание - Изготовителем могут быть конструктор, поставщик комплектующих изделий, сборщик и поставщик системы, который помещает свой торговый знак или другие обозначения на систему.

3.17 задача управления транспортным средством (primary driving task): Совокупность действий, которые водитель должен предпринять для навигации, маневрирования и управления функциями транспортного средства.

Пример - Изменение траектории движения, торможение или разгон.

3.18 приглашение к вводу данных (prompt): Индикация состояния, в котором система готова к вводу данных.

3.19 сенсорный режим (sensory mode): Относящаяся к восприятию форма представления информации, используемая для передачи или приема информации (слуховой, визуальной, осязательной, и т.д.)