Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 15005-2012 Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Принципы управления диалогом и процедуры проверки соответствия

Введение

В настоящем стандарте рассмотрены вопросы эргономического проектирования информационно-управляющей системы транспортного средства (ИУСТ) и установлены основные эргономические принципы организации диалога в системе независимо от особенностей применяемых для осуществления диалога методов и технических средств.

При разработке и установке ИУСТ необходимо убедиться, что она не оказывает отрицательного влияния на безопасность управления транспортным средством. При этом надо учитывать различные условия вождения (дорожное покрытие, обзорность, погоду, общую освещенность и загруженность дороги и т.п.).

Принципы управления диалогом в ИУСТ должны учитывать следующее:

- ИУСТ предназначена для использования в движущемся транспортном средстве;

- функции ИУСТ должны быть подходящими для движущегося транспортного средства;

- диалога ИУСТ происходят в постоянно изменяющейся среде транспортного средства;

- технологии ИУСТ должны быть приспособлены к среде движущегося транспортного средства;

- диалоги ИУСТ предусматривают в качестве ответа на сообщения ИУСТ действия водителя по управлению транспортным средством.

Водитель транспортного средства, оборудованного ИУСТ, несет ответственность за безопасность транспортного средства, находящихся в нем людей и других участников дорожного движения. Следовательно, диалог должен учитывать общую нагрузку на водителя, включая когнитивные, физические задачи и задачи на восприятие, связанные с обеспечением безопасности и результативности управления транспортным средством. Важной целью является обеспечение результативного и эффективного функционирования ИУСТ с учетом среды внутри транспортного средства и задачи водителя по управлению транспортным средством.

В дополнение к рекомендациям и требованиям настоящий стандарт также приводит условия соответствия ИУСТ этим требованиям. Так как применение каждого принципа диалога зависит от характеристик конкретной ИУСТ и используемого метода диалога, в стандарте приведены примеры применения принципов.

Настоящий стандарт разработан для отражения потребностей водителей при работе с ИУСТ.

Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан техническим комитетом ИСО/ТС 22 "Дорожный транспорт".