В данном разделе приведены этапы сбора данных для вычисления индекса приоритета сообщений. Примеры результатов вычислений приведены в приложениях Е и Н.
3.1 Назначение руководителя группы экспертов
Для определения индекса приоритета руководитель группы экспертов должен организовать подготовку, анализ и ознакомление экспертов с исходными данными. Функции руководителя группы экспертов детально описаны в 3.6.
Руководитель группы экспертов должен хорошо знать процесс определения индекса приоритета организации сообщений и иметь опыт управления автомобилем.
Если квалификация руководителя группы экспертов и самих экспертов приблизительно одинакова, то руководитель может одновременно работать как руководитель и как эксперт.
3.2 Определение и компоновка сообщений
Руководитель группы экспертов должен заранее определить сообщения, которые будут представлены водителю. Сообщения представляют собой выход информации ИУСТ и других систем, соединенных с системой управления сообщениями. Руководитель группы экспертов должен собрать эти сообщения и подготовить их для представления экспертам.
3.3 Определение условий управления транспортным средством
Для каждого сообщения руководитель группы экспертов должен определить условия и ситуации управления транспортным средством (или помочь в их определении) с точки зрения дорожных условий и интенсивности движения, в которых сообщение должно быть представлено водителю.
Факторы условий и ситуаций должны быть определены на тот момент, когда сообщение выводится водителю, т.к. приоритет (рейтинги критичности и срочности) в большой степени зависит от условий управления транспортным средством. Особое внимание следует уделять представлению сообщений в опасных ситуациях. Все опасные ситуации должны быть рассмотрены, за исключением крайне маловероятных. Основываясь на этих ситуациях, руководитель группы экспертов может определить один или несколько (обычно не более четырех) сценариев для представления конкретного сообщения.
Одно и то же сообщение для двух разных сценариев следует рассматривать как два различных элемента данных. Это вызвано тем, что одинаковым сообщениям в сильно отличающихся условиях управления транспортным средством могут соответствовать различные индексы приоритета. Например, приоритет сообщения о системной неисправности отличается в зависимости от того, находится ли транспортное средство в движении или стоит на месте.
Если для сообщения рассматривают только один сценарий, то этот сценарий должен представлять собой обоснованную "наихудшую" ситуацию.
3.3.1 Учет возможностей транспортного средства распознавать и обнаруживать значимые ситуации
На практике сообщения, представляемые водителю, зависят от возможностей транспортного средства распознавать и обнаруживать различные значимые ситуации. Например, в зависимости от состояния активации водителя описание сценария управления транспортным средством может быть разным.
Если транспортное средство не способно распознавать и обнаруживать значимые ситуации, то приоритет сообщений должен быть установлен для сценария, представляющего собой обоснованную "наихудшую" ситуацию с точки зрения факторов, перечисленных в 3.3.2.
3.3.2 Факторы, используемые при разработке сценариев управления транспортным средством (см. таблицу 1)
Таблица 1 предназначена для использования руководителем группы экспертов при разработке условий и ситуаций управления транспортным средством. Примеры значимых факторов для ситуаций и условий управления транспортным средством приведены в правом столбце. Руководитель группы экспертов может использовать эти или другие факторы для определения сценариев управления транспортным средством. Если условие управления транспортным средством нельзя отнести к одной из категорий возможных факторов, перечисленных в таблице 1, то его следует детально описать в строке "Другое", заключив в круглые скобки. Если для одного из факторов не определено ни условие, ни ситуация, следует выбрать "не определено (Н-О)".
Следующие факторы должны быть учтены при определении условий и ситуаций управления транспортным средством, которые должны быть представлены экспертам.
3.3.2.1 Условия поездки
Условия поездки - это факторы, которые учитывают цель поездки (например, поездка на работу, на место отдыха), время или положение на протяжении маршрута (например, относительное положение между точкой начала маршрута и местом назначения), и расстояние до следующего маневра.
Пример - "До поворота осталось 20 км".
Таблица 1 - Факторы, используемые при разработке сценариев управления транспортным средством
Условия/ситуация управления транспортным средством | Возможные факторы | |
Условия поездки | Близко поворот (развилка, соединение дорог). | |
Дорожные условия | Дорога | Автомагистраль/городская/грунтовая/извилистая/скользкая/мокрая дорога. |
Погода | Дождь/туман. | |
Дорожная ситуация | Расстояние до движущегося впереди транспортного средства приблизительно (...) м или (...) с. | |
Характеристика транспортного средства | Тип | Пассажирское транспортное средство/грузовое транспортное средство. |
Состояние на дороге/маневр | Скорость (...) км/ч (миль в час). | |
Состояние подсистем транспортного средства | Проверка систем, после того как приведен в положение "включено" орган управления запуском/остановом двигателя, показывает, что все системы работоспособны. | |
Прочее | Состояние активации водителя. | |
Н-О - Не определено. |
3.3.2.2 Дорожные условия
Дорожные условия - это статические факторы, относящиеся к структуре дороги, которые оказывают влияние на управление транспортным средством. Следует учитывать тип дороги (например, автомагистраль, городская дорога, грунтовая дорога), ограничение скорости движения, количество полос движения и ширину дороги. Также следует учитывать влияние окружающей среды на управление транспортным средством, включая погодные условия и время суток (например, утро, день, ночь, дождь).
3.3.2.3 Дорожная ситуация