Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55237.1-2012/ISO/TS 16951:2004 Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Процедуры определения приоритета сообщений водителю

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 содержание сообщения (contents of message): Информация, представляемая пользователю информационно-управляющей системой транспортного средства или другой бортовой системой.

Пример - Сообщение, содержащее информацию о состоянии системы, предупреждения или тревожные оповещения, представляемые с помощью знаков, символов, рисунков, звуковых сигналов, голосовых сообщений и т.п.

2.2 критичность (сообщения) (criticality): Значимость сообщения, связанная с серьезностью ущерба от аварии или неисправности, который может возникнуть, если сообщение не будет получено или будет проигнорировано водителем.

2.3 дисплей (display): Устройство, позволяющее передавать водителю визуальную, звуковую или тактильную динамическую информацию.

2.4 управление транспортным средством (driving): Совокупность действий, предпринимаемых водителем для навигации, маневрирования и управления функциями транспортного средства, что позволяет осуществлять контроль над движением транспортного средства.

2.5 эксперт (evaluator): Специалист, который оценивает содержание сообщения с точки зрения его критичности и срочности для водителя.

2.6 руководитель группы экспертов (examiner): Специалист, ответственный за применение настоящего стандарта для определения приоритета сообщений.

2.7 коэффициент критичности, : Весовой коэффициент критичности, используемый при вычислении индекса приоритета.

2.8 коэффициент срочности, : Весовой коэффициент срочности, используемый при вычислении индекса приоритета.

2.9 система управления сообщениями (message management system): Система, контролирующая и оценивающая информацию и эргономично представляющая ее водителю, обеспечивая ему возможность понять и отреагировать на эту информацию при управлении транспортным средством, и способствующая безопасному и комфортному управлению транспортным средством.

2.10 приоритет (priority): Относительная значимость двух или более сообщений, которая определяет порядок их представления водителю во времени или визуальное выделение среди сообщений.

Примечание - Сообщение большего приоритета отображается/выводится первым.

2.11 индекс приоритета (priority index): Индекс, определяющий очередность представления сообщений при наличии представления двух или более сообщений.

2.12 сценарий (scenario): Описание условий и ситуаций управления транспортным средством, в которых сообщение будет представлено экспертам.

2.13 сообщение, инициированное системой (system-initiated message): Сообщение, представляемое ИУСТ или другой системой (находящейся внутри или снаружи транспортного средства) без специального запроса водителя.

2.14 информационно-управляющая система транспортного средства, ИУСТ (transport information and control system, TICS): Информационная система помощи в управлении транспортным средством, имеющая единственную функцию, например помощь в навигации по маршруту, или набор функций, разработанный для совместной работы.

Примечание - См. ISO/TR 14813-1 для информации по услугам, предоставляемым ИУСТ [4].

2.15 срочность (urgency): Период времени, в течение которого водитель должен выполнить действие или принять решение в ответ на полученное сообщение.