Метод определения ударной стойкости сиденья качелей
А.1 Сущность метода
При испытании сиденье качелей отклоняют на угол 60°, отпускают и позволяют удариться о неподвижную испытательную массу, измеряют и регистрируют максимальное ускорение в момент удара, силу удара на поверхности контакта и площадь контакта сиденья с испытательной массой.
А.2 Аппаратура
А.2.1 Схема испытаний на ударную стойкость сиденья качелей представлена на рисунке А.1.
1 - испытательная масса; 2 - акселерометр; 3 - измерительное устройство; 4 - цепи для подвески испытательной массы; 5 - сиденье
Рисунок А.1 - Схема испытаний на ударную стойкость сиденья качелей
А.2.2 Испытательная масса состоит из алюминиевого шара диаметром (160±5) мм, массой (4,60±0,05) кг, с шероховатостью поверхности не ниже класса 2 по ГОСТ 2789.
В центре тяжести испытательной массы размещают акселерометр так, чтобы пространство между ударной поверхностью испытательной массы и акселерометром было однородным и свободным от пустот.
А.2.3 Акселерометр, обеспечивающий измерение ускорений в трех плоскостях, размещают в центре тяжести испытательной массы (А.2.2). Угол отклонения оси акселерометра от оси перемещения испытательной массы - не более 2°.
А.2.4 Измерительное устройство должно обеспечивать измерение и регистрацию ускорения и силы удара на поверхности испытательной массы в процессе проведения испытаний.
А.2.5 Калибр цепей для подвески испытательной массы должен быть 6,3 мм по ГОСТ 30441. Две цепи одинаковой длины закрепляют на стержнях, расстояние между которыми 600 мм. Стержни устанавливают на уровне крепления верхнего конца элемента подвеса. Нижние концы цепей крепят к испытательной массе в одной точке (см. рисунок А.1).
А.3 Подготовка к испытаниям
А.3.1 Плоское сиденье качелей подвешивают на цепях калибром 6,3 мм по ГОСТ 30441 на расстоянии (2400±10) мм ниже точек подвеса так, чтобы передняя кромка сиденья была расположена вертикально.
А.3.2 Сиденье-колыбель подвешивают на цепях калибром 6,3 мм по ГОСТ 30441 на расстоянии (1800±10) мм ниже точек подвеса так, чтобы передняя кромка сиденья была расположена вертикально.
А.3.3 Испытательное устройство размещают так, чтобы передний край сиденья касался испытательной массы на уровне ее центра тяжести.
А.4 Проведение испытаний
А.4.1 Для предупреждения повреждения испытательного оборудования проводят предварительные испытания с меньшими углами отклонения сиденья (например 10°, 20° и 30°).
А.4.2 Для обеспечения траектории движения сиденья при испытании регулируют его подвеску.
А.4.3 Эластичные сиденья оборудуют элементом жесткости для сохранения формы сиденья в процессе испытаний. Масса элемента жесткости не должна превышать 10% массы сиденья.
А.4.4 Удержание сиденья в отклоненном состоянии и его освобождение осуществляют специальным механизмом, который обеспечивает освобождение сиденья без применения внешних сил, нарушающих траекторию его движения.
Сиденье должно двигаться по траектории без колебаний и вращения.
А.4.5 Угол отклонения сиденья по дуге качания при испытаниях - 60°.
А.4.6 Проводят десять испытаний, в процессе которых измеряют и регистрируют:
- максимальное ускорение в момент удара, м·с;