Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социальной ответственности

     6.2 Организационное управление

6.2.1 Общий обзор организационного управления

6.2.1.1 Организации и организационное управление

Организационное управление представляет собой систему, при помощи которой организация принимает и реализует решения в рамках достижения своих целей.

Организационное управление может включать как формальные механизмы управления, основанные на установленных структурах и процессах, так и неформальные механизмы, которые вытекают из культуры и ценностей организации и часто находятся под влиянием лиц, возглавляющих организацию. Организационное управление является основной функцией организации любого вида, поскольку оно является базой для принятия решений в рамках организации.

Системы управления различаются в зависимости от размера и типа организации, а также от экологического, экономического, политического, культурного и социального контекста, в котором она функционирует. Данные системы направляются лицом или группой лиц (владельцами, членами, доверителями или другими), обладающими властью и несущими ответственность за достижение стоящих перед организацией целей.

6.2.1.2 Организационное управление и социальная ответственность

Организационное управление является решающим фактором, который дает организации возможность принимать [на себя] ответственность за воздействие ее решений и деятельности, а также интегрировать социальную ответственность повсеместно в организации и в рамках ее взаимоотношений.

Организационное управление в контексте социальной ответственности отличает то, что оно является одновременно одной из основных тем, относительно которой организации следует действовать, и средством повышения возможностей организации вести себя социально ответственным образом в отношении других основных тем.

Такая особенность возникает вследствие того факта, что организации, стремящейся быть социально ответственной, следует иметь систему организационного управления, которая бы позволяла организации осуществлять надзор и реализовывать принципы социальной ответственности, перечисленные в разделе 4.

6.2.2 Принципы и факторы

Эффективное управление должно быть основано на внедрении принципов социальной ответственности (см. раздел 4) в [процесс] принятия и реализации решений. Данные принципы включают: подотчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон, соблюдение верховенства закона, соблюдение международных норм поведения и соблюдение прав человека (см. раздел 4). В дополнение к этим принципам организации следует при создании и анализе ее системы управления принимать во внимание практики, основные темы и проблемы социальной ответственности. Дополнительные рекомендации по интеграции социальной ответственности приведены в разделе 7.

Руководство также имеет критическое значение для эффективного организационного управления. Это верно не только для принятия решений, но и для мотивации работников реализовывать принципы социальной ответственности и интегрировать социальную ответственность в организационную культуру.

Принцип должной предусмотрительности может быть полезным для организации при реагировании на проблемы социальной ответственности. Дополнительные рекомендации приведены в 7.3.1.

6.2.3 Процессы и структуры принятия решений

6.2.3.1 Описание проблемы

Процессы и структуры принятия решений содействуют социальной ответственности тогда, когда они способствуют практическому применению принципов и практик, описанных в разделах 4 и 5.

В любой организации существуют процессы и структуры принятия решений. В некоторых случаях они формализованы, сложны и иногда даже регламентируются законами и нормативными актами; в других случаях они неформальны и уходят корнями в культуру и ценности организации. Всем организациям следует внедрить процессы, системы, структуры и иные механизмы, которые обеспечивают возможность применения принципов и практик социальной ответственности [126,159].

6.2.3.2 Соответствующие действия и ожидания

Созданные определенным образом процессы и структуры принятия решений в организации предусматривают возможность:

- разрабатывать стратегии, цели и задачи, отражающие ее обязательства в отношении социальной ответственности;

- демонстрировать обязательства и подотчетность руководства;

- создавать и поддерживать такую среду и культуру, в которой реализуются на практике принципы социальной ответственности (см. раздел 4);

- создавать систему материальных и нематериальных стимулов, связанных с результативностью в области социальной ответственности;

- эффективно использовать финансовые, природные и людские ресурсы;

- предоставлять недостаточно представленным группам (включая женщин, расовые и этнические группы) справедливые возможности занимать руководящие посты в организации;

- уравновешивать нужды организации и заинтересованных сторон, включая текущие нужды и нужды будущих поколений;

- устанавливать процессы двустороннего обмена информацией между организацией и заинтересованными сторонами, которые будут помогать в выявлении областей согласия и несогласия и в переговорах для разрешения возможных конфликтов;

- поощрять эффективное участие работников всех уровней в деятельности организации в области социальной ответственности;