Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 26000-2012 Руководство по социальной ответственности

     6.1 Общие положения


Для того чтобы определить область охвата своей социальной ответственности, выявить применимые проблемы и установить свои приоритеты, организации следует рассмотреть следующие основные темы (см. также рисунок 3):

- организационное управление;

- права человека;

- трудовые практики;

- окружающая среда;

- добросовестные деловые практики;

- проблемы, связанные с потребителями;

- участие в [жизни] сообществ и их развитие.


Рисунок 3 - Семь основных тем



Экономические аспекты, так же как аспекты, относящиеся к здоровью и безопасности и цепочке создания [добавленной] стоимости, охватываются в рамках семи основных тем там, где это применимо. Также учитываются различия в том, каким образом мужчины и женщины могут быть затронуты каждой из семи основных тем.

Каждая из основных тем содержит спектр проблем, связанных с социальной ответственностью. Они описаны в данном разделе наряду с относящимися к ним действиями и ожиданиями. Поскольку социальная ответственность динамична и отражает эволюцию озабоченности социальными, экологическими и экономическими проблемами, в будущем могут возникнуть и другие проблемы.

Действие относительно этих основных тем и проблем должно основываться на принципах и практиках социальной ответственности (см. разделы 4 и 5). Относительно каждой основной темы организации следует определить и контролировать все те проблемы, которые являются применимыми или значимыми для ее решений и деятельности (см. раздел 5). При оценке применимости проблемы следует учитывать краткосрочные и долгосрочные цели. Тем не менее не существует заранее определенного порядка, в котором организации следует рассматривать основные темы и решать проблемы. Этот порядок будет зависеть от самой организации, от конкретной ситуации, [в которой она находится], или от контекста.

Несмотря на то, что все основные темы взаимосвязаны и дополняют друг друга, природа организационного управления в некоторой степени отличается от остальных основных тем (см. 6.2.1.2). Эффективное организационное управление дает организации возможность предпринимать действия относительно других основных тем и проблем и внедрять принципы, перечисленные в разделе 4.

Организации следует рассматривать основные темы как целое, т.е. все основные темы, проблемы и их взаимосвязи, а не концентрироваться на решении одной проблемы. Организациям следует иметь в виду, что решение одной проблемы может потребовать компромисса в решении других проблем. Конкретные улучшения, направленные на решение отдельной проблемы, не должны негативно отражаться на решении других проблем или оказывать негативное воздействие на жизненный цикл продуктов или услуг [организации], на ее заинтересованные стороны или на цепочку создания [добавленной] стоимости.

Дальнейшие рекомендации для интеграции социальной ответственности приведены в разделе 7.

Предпринимая действия в ответ на эти основные темы и проблемы и интегрируя социальную ответственность в рамках своих решений и деятельности, организация может получить некоторые важные преимущества (см. врезку 5).

Врезка 5 - Преимущества социальной ответственности для организации


Социальная ответственность может дать организации многочисленные преимущества. Среди них:

- обеспечение более информированного принятия решений на основе лучшего понимания ожиданий общества, возможностей, связанных с социальной ответственностью (включая лучшее управление юридическими рисками), и рисков неследования социальной ответственности;

- улучшение практики организации по управлению рисками;

- улучшение репутации организации и обеспечение большего доверия общества;

- поддержка [полученного] организацией общественного разрешения на осуществление деятельности;

- генерирование инноваций;

- улучшение конкурентоспособности организации, включая доступ к финансам и статус привилегированного партнера;

- улучшение отношений организации с заинтересованными сторонами, что открывает организации доступ к новым перспективам и контакту с широким спектром разнообразных заинтересованных сторон;

- повышение лояльности, вовлеченности и участия работников, поднятие их духа;

- повышение безопасности и здоровья трудящихся - и женщин, и мужчин;

- положительное воздействие на возможность организации привлекать, мотивировать и удерживать работников;

- обеспечение экономии, связанной с более высокой производительностью и ресурсоэффективностью, более низким потреблением энергии и воды, уменьшением образования отходов и использованием ценных побочных продуктов;

- повышение надежности и справедливости транзакций путем ответственного вовлечения в политику, добросовестной конкуренции и отсутствия коррупции;

- предотвращение или ослабление потенциальных конфликтов с потребителями относительно продуктов или услуг.