5.2.1 Воздействие, интересы и ожидания
Развивая свою социальную ответственность, организации следует понимать три взаимосвязи (см. рисунок 2).
Рисунок 2 - Взаимосвязь между организацией, ее заинтересованными сторонами и обществом
- Между организацией и обществом. Организации следует понимать и признавать, как ее решения и деятельность воздействуют на общество и окружающую среду. Организации также следует понимать ожидания относительно ответственного поведения, предъявляемые обществом и касающиеся этого воздействия. Это следует делать, рассматривая основные темы и проблемы социальной ответственности (см. 5.2.2).
- Между организацией и ее заинтересованными сторонами. Организации следует знать о своих различных заинтересованных сторонах. Это частные лица или группы, интересы которых могут быть затронуты решениями или деятельностью организации (см. 3.3.1).
- Между заинтересованными сторонами и обществом. Организации следует понимать взаимосвязь между интересами заинтересованных сторон, на которые оказывает влияние организация, с одной стороны, и ожиданиями общества - с другой. Хотя заинтересованные стороны являются частью общества, они могут иметь интересы, которые не соответствуют ожиданиям общества. Заинтересованные стороны имеют определенные по отношению к организации интересы, которые могут отличаться от ожиданий общества относительно социально ответственного поведения по каждой из проблем. Например, интерес поставщика в том, чтобы получить оплату, и интерес сообщества в соблюдении договорных условий могут быть различными сторонами одной проблемы.
Примечание - Заинтересованные стороны могут иметь интересы, не согласующиеся с ожиданиями общества.
При признании своей социальной ответственности организации будет необходимо учитывать все три взаимосвязи. Организация, ее заинтересованные стороны и общество, вероятно, будут иметь различные взгляды из-за того, что их цели могут не совпадать. Следует признавать, что частные лица и организации могут иметь многие и разнообразные интересы, на которые могут повлиять решения и деятельность организации.
5.2.2 Признание основных тем и применимых проблем социальной ответственности
Эффективным способом определения социальной ответственности организации является анализ проблем социальной ответственности по следующим семи основным темам: организационное управление; права человека; трудовые практики; окружающая среда; добросовестные деловые практики; проблемы, связанные с потребителями; участие в [жизни] сообществ и их развитие (см. 6.2-6.8).
Эти основные темы охватывают наиболее вероятное экономическое, экологическое и социальное воздействие, которое организациям следует контролировать. Каждая из этих основных тем рассматривается в разделе 6. Обсуждение каждой основной темы включает конкретные проблемы, которые организации необходимо принимать во внимание при определении социальной ответственности. Каждая основная тема, но не обязательно каждая проблема в той или иной мере применима к каждой организации.
Рекомендации по каждой проблеме включают различные действия, которые организации следует предпринять, и ожидания того, каким образом организации следует себя вести. Рассматривая свою социальную ответственность, организации следует выявить каждую проблему, применимую к ее решениям и деятельности, а также связанные с ними действия и ожидания. Дополнительные рекомендации для выявления проблем приведены в 7.2 и 7.3.
Воздействие решений и деятельности организации следует рассматривать применительно к этим проблемам. Более того, эти основные темы и соответствующие им проблемы могут быть описаны и разделены на категории различными способами. Некоторые важные факторы, включая вопросы здоровья и безопасности, экономические вопросы и вопросы цепочки создания [добавленной] стоимости, рассматриваются более чем в одной основной теме в разделе 6.
Организации следует проанализировать все основные темы и выявить, какие проблемы применимы к ней. После выявления проблем, применимых к организации, следует оценить значимость воздействия организации. Значимость воздействия следует рассматривать как в отношении затрагиваемых заинтересованных сторон, так и в отношении того, каким образом воздействие затрагивает устойчивое развитие.
При осознании основных темы и проблем социальной ответственности организации помогает рассмотрение ее взаимодействий с другими организациями. Организации также следует рассматривать воздействие ее решений и деятельности на заинтересованные стороны.
Организации, стремящейся признать свою социальную ответственность, следует рассмотреть как юридически обязательные, так и любые другие существующие требования. Юридически обязательные требования включают применимые законы и нормативные акты, а также требования, касающиеся социальных, экономических или экологических проблем, которые могут существовать в заключенных договорах. Организациям следует рассматривать принятые на себя обязательства, относящиеся к социальной ответственности. Эти обязательства могут содержаться в этических кодексах поведения или руководствах, обязанностях членов ассоциаций, к которым они принадлежат.
Признание социальной ответственности является непрерывным процессом. Потенциальное воздействие решений и деятельности организации следует определять и принимать во внимание на этапе планирования новой деятельности. Повседневную деятельность следует пересматривать по мере необходимости таким образом, чтобы организация могла быть уверена в том, что ее социальная ответственность по-прежнему реализуется, и могла определить, не возникли ли новые проблемы, которые необходимо принять во внимание.
5.2.3 Социальная ответственность и сфера влияния организации
Организация отвечает за воздействие решений и деятельности, над которыми она осуществляет формальный и/или де-факто контроль. (Де-факто контроль относится к ситуациям, когда одна организация имеет возможность диктовать другой стороне, [какие] решения [ей следует принимать] и [какую] деятельность [осуществлять], даже если она не обладает на это юридическими или формальными полномочиями.) Такое воздействие может быть широким. В дополнение к ответственности за свои собственные решения и деятельность организация может в некоторых ситуациях иметь возможность влиять на поведение организаций/сторон, с которыми она поддерживает взаимоотношения. Такие ситуации рассматриваются как попадающие в сферу влияния организации.
Данная сфера влияния включает взаимоотношения внутри и за пределами цепочки создания [добавленной] стоимости организации. Однако не вся цепочка создания [добавленной] стоимости организации обязательно попадает в ее сферу влияния. Она может включать формальные и неформальные ассоциации, в которых участвует [организация], а также организации-аналоги и конкурентов.
Организация не всегда несет ответственность за реализацию влияния только потому, что она имеет возможность это делать. Например, ее нельзя привлечь к ответственности за воздействие, оказываемое другими организациями, на которые она может иметь некоторое влияние, если такое воздействие не является результатом ее решений и деятельности. Однако будут существовать ситуации, когда организация будет нести ответственность за реализацию влияния. Данные ситуации определяются масштабом, в котором взаимоотношения организаций способствуют негативному воздействию.
Также будут существовать ситуации, когда, хотя организация и не несет ответственность за реализацию влияния, тем не менее она может желать этого (или ее могут попросить сделать это) добровольно.
Организация может принять решение об установлении взаимоотношений с другой организацией, а также о характере и масштабе таких взаимоотношений. Будут существовать ситуации, в которых ответственностью организации будет поддержание внимания к воздействию, вызванному решениями и деятельностью других организаций, и выполнение шагов для того, чтобы избежать или смягчить негативное воздействие, связанное с ее взаимоотношениями с такими организациями.
Оценивая свою сферу влияния и определяя свои обязанности, организации следует проявлять должную предусмотрительность, чтобы избежать негативного воздействия, оказываемого такими взаимоотношениями. Дальнейшие рекомендации приведены в 7.3.1.