Мировой опыт деятельности организаций и сторон, заинтересованных в успехе этой деятельности, способствует все большему осознанию потребности в социально ответственном поведении и его преимуществ. Целью социальной ответственности является содействие устойчивому развитию.
Результативность организации в отношении общества, в котором она функционирует, и ее воздействия на окружающую среду стала крайне важной частью оценки ее общей результативности и способности продолжать функционировать эффективно. В этом частично отражается растущее осознание необходимости поддержания здоровых экосистем, социальной справедливости и хорошего организационного управления. В долгосрочной перспективе все действия организации зависят от благополучия мировых экосистем. Организации все больше подвергаются критике различных заинтересованных сторон. Осознание преимуществ и оценка результатов деятельности организации [в области] социальной ответственности могут влиять, помимо прочего, на:
- ее конкурентные преимущества;
- ее репутацию;
- ее способность привлекать и удерживать трудящихся или членов (организации), клиентов, заказчиков или пользователей;
- поддержание морального состояния, вовлеченности и производительности работников;
- взгляды инвесторов, владельцев, доноров, спонсоров и финансового сообщества;
- ее взаимоотношения с компаниями, правительствами, средствами массовой информации, поставщиками, организациями-аналогами, клиентами и сообществом, в котором организация функционирует.
Настоящий стандарт представляет руководство по принципам, лежащим в основе социальной ответственности, признанию социальной ответственности и взаимодействию с заинтересованными сторонами, основным темам и проблемам, касающимся социальной ответственности (см. таблицу 2), и способам интеграции социально ответственного поведения в организацию (см. рисунок 1). Этот стандарт подчеркивает важность результатов и улучшения результативности в области социальной ответственности.
Настоящий стандарт предназначен для организаций частного, государственного и общественного секторов, как больших, так и малых, функционирующих как в развитых, так и развивающихся странах. Хотя не все части настоящего стандарта будут одинаково полезны для организаций всех типов, все основные темы применимы к каждой организации. Каждая основная тема включает ряд проблем. Определение того, решение какой из этих проблем применимо к данной организации и значимо для нее, является ответственностью отдельной организации и осуществляется ею путем самостоятельного анализа и диалога с заинтересованными сторонами.
Государственные организации, как и любые другие организации, могут по желанию использовать этот стандарт. Однако он не предназначен для того, чтобы заменить, изменить или каким-либо образом поменять обязательства государства.
Каждой организации рекомендуется повысить уровень своей социальной ответственности, применяя данный стандарт.
Признавая, что различные организации находятся на разных стадиях осознания и интеграции социальной ответственности, настоящий стандарт предназначен для добровольного применения как теми, кто начинает руководствоваться концепцией социальной ответственности, так и теми, кто имеет больше опыта в ее внедрении. Для начинающих будет полезным ознакомление и применение данного стандарта в качестве руководства по социальной ответственности, тогда как опытный специалист может использовать его для улучшения практической деятельности и дальнейшего интегрирования социальной ответственности в организации. Хотя данный стандарт предназначен для того, чтобы его читали и применяли как единое целое, для пользователей, которые ищут специальную информацию о социальной ответственности, может быть полезной схема в таблице 1. Во врезке 1 содержится краткая информация, предназначенная для помощи пользователям этого стандарта.
Настоящий стандарт дает рекомендации для пользователей и не предназначен и не подходит для целей сертификации. Любые предложения сертифицировать или утверждения о сертификации в соответствии с ГОСТ Р ИСО 26000 будут искажать назначение и цель этого стандарта.
Ссылка на какую-либо добровольную инициативу или инструмент в приложении А к данному стандарту не подразумевает, что ИСО наделяет или придает специальный статус такой инициативе или инструменту.
Таблица 1 - Схема ИСО 26000
Название раздела | Номер раздела | Описание содержания раздела |
Область применения | Раздел 1 | Определяет область применения этого стандарта и указывает на некоторые ограничения и исключения |
Термины и определения | Раздел 2 | Указывает и приводит определения ключевых терминов, применяемых в этом стандарте. Эти термины имеют основополагающее значение для понимания социальной ответственности и применения этого стандарта |
Понимание социальной ответственности | Раздел 3 | Описывает ключевые факторы и условия, которые повлияли на развитие социальной ответственности и которые продолжают воздействовать на ее характер и практику. В нем также представлена сама концепция социальной ответственности: что она означает, и как она применима для разных организаций. Раздел содержит руководство для малых и средних организаций по использованию этого стандарта |
Принципы социальной ответственности | Раздел 4 | Вводит и разъясняет общие принципы социальной ответственности |
Признание социальной ответственности и взаимодействие с заинтересованными сторонами | Раздел 5 | Описывает две практики социальной ответственности: признание организацией своей социальной ответственности, а также идентификацию организацией своих заинтересованных сторон и взаимодействие с ними. Дает рекомендации по взаимосвязи между организацией, ее заинтересованными сторонами и обществом, по признанию основных тем и проблем социальной ответственности и по сфере влияния организации |
Руководство по основным темам социальной ответственности | Раздел 6 | Дает разъяснения по основным темам и связанным с ними проблемам, относящимся к социальной ответственности (см. таблицу 2). Для каждой основной темы представлена информация об области применения, [ее] отношении к социальной ответственности, связанных с ней принципах и факторах, а также связанных с ней действиях и ожиданиях |
Руководство по сквозной интеграции социальной ответственности в организации | Раздел 7 | Представляет руководство по введению социальной ответственности в практику организации. Сюда относятся рекомендации по: пониманию социальной ответственности организации, сквозной интеграции социальной ответственности в организации, обмену информацией относительно социальной ответственности, повышению доверия к организации в отношении социальной ответственности, анализу прогресса и повышению результативности, а также оценке добровольных инициатив в области социальной ответственности |
Примеры добровольных инициатив и инструментов в области социальной ответственности | Приложение А | Представляет неполный перечень добровольных инициатив и инструментов, относящихся к социальной ответственности, касающихся аспектов одной или нескольких основных тем или сквозной интеграции социальной ответственности в организации |
Сокращение терминов | Приложение В | Содержит сокращенные термины, используемые в настоящем стандарте |
Библиография | Включает ссылки на авторитетные международные инструменты и стандарты ИСО, на которые даны ссылки в тексте этого стандарта как на источники информации |
Таблица 2 - Основные темы и проблемы социальной ответственности
Основные темы и проблемы | Обсуждаются в разделе |
Основная тема: Организационное управление | 6.2 |
Основная тема: Права человека | 6.3 |
Проблема 1: Должная предусмотрительность | 6.3.3 |
Проблема 2: Ситуации, связанные с риском для прав человека | 6.3.4 |
Проблема 3: Избежание соучастия | 6.3.5 |
Проблема 4: Удовлетворение жалоб | 6.3.6 |
Проблема 5: Дискриминация и уязвимые группы | 6.3.7 |
Проблема 6: Гражданские и политические права | 6.3.8 |
Проблема 7: Экономические, социальные и культурные права | 6.3.9 |
Проблема 8: Основные принципы и права в сфере труда | 6.3.10 |
Основная тема: Трудовые практики | 6.4 |
Проблема 1: Наем и трудовые отношения | 6.4.3 |
Проблема 2: Условия труда и социальная защита | 6.4.4 |
Проблема 3: Социальный диалог | 6.4.5 |
Проблема 4: Охрана труда на рабочем месте | 6.4.6 |
Проблема 5: Развитие человеческого потенциала и обучение на рабочем месте | 6.4.7 |
Основная тема: Окружающая среда | 6.5 |
Проблема 1: Предотвращение загрязнения | 6.5.3 |
Проблема 2: Устойчивое ресурсопользование | 6.5.4 |
Проблема 3: Смягчение изменения климата и адаптация к нему | 6.5.5 |
Проблема 4: Защита окружающей среды. Биоразнообразие и восстановление природных местообитаний | 6.5.6 |
Основная тема: Добросовестные деловые практики | 6.6 |
Проблема 1: Противодействие коррупции | 6.6.3 |
Проблема 2: Ответственное вовлечение в политику | 6.6.4 |
Проблема 3: Добросовестная конкуренция | 6.6.5 |
Проблема 4: Пропаганда социальной ответственности в рамках цепочки создания [добавленной] стоимости | 6.6.6 |
Проблема 5: Уважение прав собственности | 6.6.7 |
Основная тема: Проблемы, связанные с потребителями | 6.7 |
Проблема 1: Добросовестные практики маркетинга, заключение договоров и беспристрастная подача информации, основанной на фактах | 6.7.3 |
Проблема 2: Защита здоровья и безопасности потребителей | 6.7.4 |
Проблема 3: Устойчивое потребление | 6.7.5 |
Проблема 4: Обслуживание и поддержка потребителей, разрешение претензий и споров | 6.7.6 |
Проблема 5: Защита данных и обеспечение конфиденциальности потребителей | 6.7.7 |
Проблема 6: Доступ к услугам первой необходимости | 6.7.8 |
Проблема 7: Образование и осведомленность | 6.7.9 |
Основная тема: Участие в [жизни] сообществ и их развитие | 6.8 |
Проблема 1: Участие в [жизни] сообществ | 6.8.3 |
Проблема 2: Образование и культура | 6.8.4 |
Проблема 3: Создание занятости и развитие навыков | 6.8.5 |
Проблема 4: Развитие технологий и доступ [к ним] | 6.8.6 |
Проблема 5: Создание благосостояния и дохода | 6.8.7 |
Проблема 6: Здоровье | 6.8.8 |
Проблема 7: Социальные инвестиции | 6.8.9 |
Рисунок 1 представляет схему ИСО 26000 и призван помочь организациям понять, как использовать настоящий стандарт. Нижеследующие пункты содержат рекомендации по использованию настоящего стандарта.
Рисунок 1 - Схема ИСО 26000
- После рассмотрения характеристик социальной ответственности и ее связи с устойчивым развитием (раздел 3) организации рекомендуется проанализировать принципы социальной ответственности, описанные в разделе 4. При реализации социальной ответственности организации следует уважать и соблюдать данные принципы, так же как и принципы, относящиеся к каждой из основных тем (раздел 6).
- Прежде чем приступить к анализу основных тем и проблем социальной ответственности, а также каждого из соответствующих действий и ожиданий (раздел 6), организации следует рассмотреть две основополагающие практики социальной ответственности: признание социальной ответственности в рамках ее сферы влияния, а также идентификация заинтересованных сторон и взаимодействие с ними (раздел 5).