Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55235.3-2012 Практические аспекты менеджмента непрерывности бизнеса. Применение к информационным и коммуникационным технологиям (Переиздание)

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 деятельность (activity): Процесс или набор процессов, осуществляемых организацией (или от ее имени), который выпускает или поддерживает один или несколько видов продукции или услуг.

Примечание - Примеры таких процессов включают бухгалтерский учет, обработку вызовов, информационные технологии (ИТ), производство, распространение.

2.2 непрерывность бизнеса (business continuity): Стратегическая и тактическая способность организации планировать свою работу в случае инцидентов и нарушения ее деятельности, направленная на обеспечение непрерывности операций на установленном приемлемом уровне.

2.3 менеджмент непрерывности бизнеса (business continuity management; ВСМ); МНБ: Полный процесс управления, предусматривающий идентификацию потенциальных угроз и их воздействия на деятельность организации, который создает основу для повышения устойчивости деятельности организации к инцидентам и направлен на реализацию эффективных ответных мер, что обеспечивает защиту интересов ключевых причастных сторон, репутации организации, ее бренда и деятельности.

Примечание - Менеджмент непрерывности бизнеса включает в себя управление восстановлением или продолжением деятельности организации в случае нарушений в ее работе, а также общей программой обеспечения непрерывности бизнеса организации путем обучения, практического применения и анализа непрерывности бизнеса, направленных на осуществление и актуализацию планов непрерывности бизнеса.

2.4 жизненный цикл менеджмента непрерывности бизнеса (business continuity management lifecycle): Совокупность действий по обеспечению непрерывности бизнеса, охватывающих все аспекты и элементы программы менеджмента непрерывности бизнеса.

Примечание - Этапы жизненного цикла менеджмента непрерывности бизнеса показаны на рисунке 1.

2.5 план обеспечения непрерывности бизнеса; ПНБ (business continuity plan; ВСР): Набор документированных процедур и информации, которые разработаны, взаимоувязаны и актуализированы с целью их использования в случае возникновения инцидента и направлены на обеспечение возможности продолжения организацией выполнения критически важных для нее видов деятельности на установленном приемлемом уровне.

2.6 программа менеджмента непрерывности бизнеса (business continuity management programme): Программа менеджмента по непрерывному управлению и руководству действия по идентификации воздействия потенциальных потерь, поддержке стратегии непрерывности бизнеса и планов восстановления бизнеса, обеспечению непрерывности производства продукции и предоставления услуг, внедрению, анализу и поддержанию в рабочем состоянии менеджмента непрерывности бизнеса организации путем обучения и проведения учений, которая должна быть обеспечена необходимыми ресурсами.

2.7 стратегия непрерывности бизнеса (business continuity strategy): Способы обеспечения непрерывности бизнеса организации, направленные на восстановление и продолжение ее деятельности в случае возникновения инцидентов, вызывающих нарушение ее работы.

2.8 анализ воздействия на бизнес (business impact analysis): Процесс исследования функционирования бизнеса и последствий воздействия на него разрушающих факторов.

2.9 последствие (consequence): Результат инцидента, который может повлиять на достижение целей организации.

Примечания

1 Для каждого инцидента должно быть проведено ранжирование последствий.

2 Последствия могут быть определенными и неопределенными, а также могут иметь позитивное или негативное воздействие на достижение целей организации.

2.10 критические виды деятельности (critical activities): Виды деятельности организации, которые должны осуществляться для обеспечения поставки ключевой продукции и услуг, позволяющие достигать наиболее важных и первоочередных целей организации.

2.11 нарушение деятельности организации, сбой (disruption): Невозможность плановой поставки продукции или предоставления услуг или перебои в этой деятельности, вызванные ожидаемым (например забастовка рабочих) или непредвиденным (например отключение электрической энергии) событием или явлением.

2.12 учения (exercise): Мероприятия, предусмотренные планами обеспечения непрерывности бизнеса, в процессе которых частично или полностью происходит отработка действий (репетиция), направленные на то, чтобы планы содержали необходимую информацию и при их выполнении приводили к запланированным результатам.

Примечание - Учения обычно включают в себя инициирование процедуры непрерывности бизнеса, но чаще объявленную или необъявленную имитацию инцидента нарушения непрерывности бизнеса, в процессе которых участники инсценируют возможную ситуацию в целях выявления потенциальных проблем, их преодоления до наступления реального инцидента.

2.13 непрерывность информационных и коммуникационных технологий (ICT continuity): Способность организации осуществлять планирование и реагировать на инциденты и нарушения деятельности для обеспечения продолжения предоставления услуги информационных и коммуникационных технологий на приемлемом, заранее установленном уровне.

2.14 восстановление информационных и коммуникационных технологий после нарушения или сбоя (ICT disaster recovery): Действия и программы, выполняемые при выявлении нарушения, предназначенные для восстановления услуг информационных и коммуникационных технологий организации.

2.15 услуги информационных и коммуникационных технологий (ICT services):  Обеспечение доступа к информации, ее использованию, а также внутреннего и внешнего обмена информацией, на основе данных, персонала, физических и логических активов, состоящих из средств и/или оборудования, которые поддерживают повседневную деятельность организации.

________________

В сфере информационных и коммуникационных технологий такие услуги часто называют сервисом.

2.16 воздействие (impact): Последствие для конкретной ситуации с установленной оценкой.

2.17 инцидент (incident): Ситуация, которая может произойти и привести к нарушению деятельности организации, разрушениям, потерям, чрезвычайной ситуации или кризису в бизнесе.

2.18 план управления в условиях инцидента (incident management plan): Установленный и документально оформленный план действий, предназначенный для использования при возникновении инцидента, который обычно охватывает вовлеченный персонал, необходимые ресурсы и действия, которые должны быть выполнены в условиях инцидента.