Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55235.3-2012 Практические аспекты менеджмента непрерывности бизнеса. Применение к информационным и коммуникационным технологиям (Переиздание)

Введение


Менеджмент непрерывности информационных и коммуникационных технологий и его взаимосвязь с менеджментом непрерывности бизнеса

Процессы производства продукции и предоставления услуг во многих организациях напрямую зависят от информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Сбои в работе информационных и коммуникационных технологий могут представлять собой стратегическую опасность для организации, при возникновении которой может быть нарушены нормальный ход деятельности организации и ее репутация. Последствия нарушения услуг информационных и коммуникационных технологий могут быть разноплановыми, зачастую неочевидными в момент сбоя.

Менеджмент непрерывности информационных и коммуникационных технологий является частью общего процесса менеджмента непрерывности бизнеса (МНБ) организации. Основной целью МНБ является обеспечение непрерывности процессов организации и ее способность быстро и эффективно реагировать на все нарушения и сбои в работе. Поэтому наряду с установленными приоритетами в области МНБ, организация также должна проанализировать и определить требования к обеспечению непрерывности информационных и коммуникационных технологий. Менеджмент непрерывности информационных и коммуникационных технологий обеспечивает непрерывность предоставления услуг информационных и коммуникационных технологий и возможность их восстановления до требуемого уровня в сроки, устанавливаемые высшим руководством. Результативность МНБ зависит от менеджмента непрерывности информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающего достижение установленных целей организации, особенно в моменты сбоев в их работе. Для успешного внедрения МНБ и менеджмента непрерывности информационно-коммуникационных технологий необходимо, чтобы они стали неотъемлемой частью культуры организации (см. рисунок 1).

________________

Включая поддерживающую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру (сети и их компоненты), компьютерные аппаратные средства, программное обеспечение, услуги информационных и коммуникационных технологий и сопровождение (например, служба технической поддержки).


МНБ и менеджмент непрерывности информационно-коммуникационных технологий обеспечивают эффективность стратегического и оперативного менеджмента, а также устойчивость развития организации. Ответственность за поддержание непрерывности работы организации, в том числе в период нарушений и сбоев, несет высшее руководство. В соответствии с законодательными и обязательными требованиями организации должны иметь выбранные с учетом оценки риска эффективные средства управления, включая МНБ.

Менеджмент непрерывности информационных и коммуникационных технологий и общая стратегия организации

Менеджмент непрерывности информационных и коммуникационных технологий является важным элементом общей стратегии менеджмента информационных и коммуникационных технологий и оказываемых услуг, необходимых для достижения установленных целей организации, а также ее способности непрерывно поставлять ключевые продукцию и услуги при возникновении неблагоприятных ситуаций.

Преимущества внедрения эффективного менеджмента непрерывности информационных и коммуникационных технологий

Все виды деятельности организации могут быть подвергнуты нарушениям и сбоям под воздействием внутренних и внешних событий, таких как технологические отказы, пожары, наводнения, сбои в работе коммунальных сетей, заболевания персонала или преднамеренное нанесение ущерба. Менеджмент непрерывности информационных и коммуникационных технологий обеспечивает устойчивость работы организации путем предупреждения нарушений и сбоев информационных и коммуникационных технологий и восстановления после их возникновения.

Преимуществами внедрения организацией эффективного менеджмента непрерывности информационных и коммуникационных технологий являются:

- анализ, понимание угроз и уязвимостей при предоставлении услуг информационных и коммуникационных технологий;

     
Рисунок 1 - Взаимосвязь между менеджментом непрерывности информационных и коммуникационных технологий и менеджментом непрерывности бизнеса


- идентификация воздействий нарушений и сбоев информационных и коммуникационных технологий;

- обеспечение эффективного сотрудничества между персоналом организации и поставщиками услуг информационных и коммуникационных технологий (внутренними и внешними);

- повышение компетентности персонала в области информационных и коммуникационных технологий путем демонстрации навыков применения ответных мер в соответствии с планами обеспечения непрерывности информационных и коммуникационных технологий и реализации мероприятий по тестированию непрерывности работы информационных и коммуникационных технологий;

- обеспечение гарантированного уровня предоставления услуг информационных и коммуникационных технологий и получения необходимой технической поддержки и обмена информацией в случае сбоя;

- повышение доверия к стратегии непрерывности бизнеса организации путем установления связи между инвестициями в информационные и коммуникационные технологии и требованиями бизнеса, а также предоставление гарантированной защиты услуг информационных и коммуникационных технологий на установленном уровне в соответствии с их приоритетностью для организации;

- обеспечение достаточности инвестиций и экономической эффективности услуг информационных и коммуникационных технологий с учетом:

- уровня зависимости организации от услуг информационных и коммуникационных технологий;

- характера, расположения, взаимозависимости и использования компонентов услуг информационных и коммуникационных технологий;

- повышение репутации организации от внедрения услуг информационных и коммуникационных технологий;

- получение дополнительных конкурентных преимуществ путем демонстрации способности обеспечить непрерывность бизнеса и поставки продукции и услуг в момент возникновения нарушений и сбоев;

- анализ и регистрация ожиданий всех причастных к деятельности организации сторон и связь этих ожиданий с использованием услуг информационных и коммуникационных технологий.

Непрерывность информационных и коммуникационных технологий в рамках общей стратегии их развития можно обеспечить с меньшими затратами уже на стадии проектирования и разработки услуг информационных и коммуникационных технологий. Внедрение элементов менеджмента непрерывности бизнеса на стадии проектирования помогает лучше интегрировать, понять, уменьшить затраты и упростить поддержку услуг информационных и коммуникационных технологий. Внедрение системы менеджмента непрерывности услуг информационных и коммуникационных технологий может быть сложной и дорогостоящей задачей. Содержание программы обеспечения непрерывности информационных и коммуникационных технологий часто зависит от склонности организации к риску.