Статус документа
Статус документа


     ГОСТ Р 55107-2012

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ОБОРУДОВАНИЕ GRAS, GBAS

Global navigation satellite system. Certification requirements for the equipment GRAS, GBAS



ОКС 49.060, 33.070.40

Дата введения 2013-05-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием ГосНИИ "Аэронавигация"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 ноября 2012 г. N 809-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает сертификационные требования на оборудование GRAS, GBAS, предназначенное для радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением с использованием глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) с функциональными дополнениями наземного базирования типа GBAS (ЛККС - локальная контрольно-корректирующая станция) и GRAS (РККС - региональная контрольно-корректирующая станция).

     2 Обозначения и сокращения


В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

ВПП - взлетно-посадочная полоса;

ВС - воздушное судно;

ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;

ИКАО - международная организация гражданской авиации;

КДП - командно-диспетчерский пункт;

ПЗ-90.02 - государственная геоцентрическая система координат "Параметры земли* 1990 года";

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


IOD - признак набора данных;

FAS - конечный участок захода на посадку;

GNSS - глобальная система определения координат и времени, состоящая из одного или нескольких созвездий и функциональных дополнений;

GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки;

PRC - поправка псевдодальности;

PRS - коррекция псевдодальности;

RRC - поправка к скорости изменения псевдодальности;

RRS - коррекция скорости изменения дальности;

UTS - универсальное координированное время;

WGS-84 - всемирная геодезическая система 1984 года.

     3 Общие положения


GBAS является системой наземного функционального дополнения к ГНСС и предназначена для использования в составе радиотехнического оборудования аэродромов в качестве источника дифференциальных данных, для обеспечения совместно с бортовым оборудованием спутниковой посадки процедур захода на посадку и посадки воздушных судов.

GBAS предназначена также для использования совместно с оборудованием воздушных судов, мобильных объектов и командно-диспетчерских пунктов, для обеспечения процедур организации движения мобильных объектов на поверхности аэродрома и/или в зоне действия GBAS в составе наземной станции радиовещательного автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В);

GBAS работает по принципу формирования и передачи по радиоканалу корректирующих поправок к псевдодальностям ГНСС ГЛОНАСС и GPS, а также информации, обеспечивающей процедуры захода на посадку и посадки в условиях требуемых навигационных характеристик - RNP 0,02/40 (I категория ИКАО).

GBAS выполняет следующие функции:

а) обеспечение локальных поправок к псевдодальности;

б) обеспечение данных о системе GBAS;

в) обеспечение данных для конечного участка точного захода на посадку;

г) обеспечение прогнозирования данных об эксплуатационной готовности дальномерного источника;

д) обеспечение контроля целостности источников дальномерных измерений GNSS.

GRAS состоит из одной или нескольких наземных подсистем GBAS, каждая с индивидуальным идентификатором GBAS, обеспечивающих определение местоположения и, при необходимости, неточный заход на посадку с вертикальным наведением (APV).

Используя несколько радиовещательных станций GBAS и передавая сообщение типа 101, GRAS обеспечивает операции на маршруте посредством определения местоположения с ее использованием, а также операции в районе аэродрома, в том числе при полетах методами зональной навигации, вылеты и APV в более крупном районе охвата по сравнению с обычно обслуживаемым GBAS.

     4 Общие технические требования

4.1 Оборудование GBAS и GRAS должно сохранять работоспособность в следующих условиях:

а) оборудование, устанавливаемое на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях:

- температура воздуха от минус 50°С до плюс 50°С;

- повышенная относительная влажность воздуха до 98% при 25°С;

- атмосферное пониженное давление до 700 гПа (525 мм рт.ст.);

- атмосферные конденсированные осадки (роса, иней) и атмосферные выпадающие осадки (дождь, снег);

б) оборудование, устанавливаемое в отапливаемых помещениях и сооружениях:

- температура воздуха от 5° до 40°С;

- повышенная относительная влажность воздуха до 80% при 25°С;

- атмосферное пониженное давление до 700 гПа (525 мм рт.ст.).

4.2 Антенно-фидерные устройства (в состоянии покоя) должны выдерживать воздействие воздушного потока скоростью до 50 м/с.

4.3 Оборудование должно быть рассчитано на питание от сети переменного тока напряжением (380±38) или (220±22) В, частотой (50±1,0) Гц.

4.4 Оборудование не должно выходить из строя и требовать повторного включения при кратковременных бросках напряжения и пропадании напряжения в электросети на время до 15 мин.

4.5 С оборудованием должен поставляться комплект эксплуатационной документации.

Общие требования к составу и содержанию эксплуатационной документации приведены в приложении А.

4.6 В состав программного обеспечения оборудования должны входить:

- общее (системное) программное обеспечение;

- специальное (прикладное) программное обеспечение, реализующее решения прикладных функциональных задач;

- сервисное программное обеспечение, используемое в режиме адаптации оборудования к конкретному месту размещения, а также в процессе эксплуатации для корректировки изменяемых констант и параметров.

4.7 Информация и программное обеспечение оборудования должны быть защищены от несанкционированного доступа.

4.8 Аппаратура GBAS должна обеспечивать дистанционное и местное управление системой.

4.9 Средства автоматического контроля должны обеспечивать контроль работоспособности оборудования и передачу на КДП информации о его техническом состоянии.

4.10 Оборудование GBAS и GRAS должно обеспечивать круглосуточную непрерывную работу до полной выработки ресурса, за исключением времени, необходимого для проведения регламентных работ в соответствии с эксплуатационной документацией.

     5 Сертификационные требования

5.1 Оборудование GBAS/GRAS должно соответствовать требованиям по точности, целостности, непрерывности обслуживания, приведенным в таблице 1.


Таблица 1 - Характеристики GBAS/GRAS

Тип обору-
дования

Типовая операция

Точность горизонталь/ вертикаль (95%)

Целостность
и время до предупреждения

Непрерывность

Готовность

GRAS

На маршруте

3,7 км

1-10

5 мин

1-10

1-10

0,99-0,99999

GRAS

В зоне аэродрома

0,74 км

1-10

15 с

1-10
1-10

0,99-0,99999

GRAS

Неточный заход (NPA)

220 км

1-10

10 с

1-10

1-10

0,99-0,99999

GRAS

Неточный заход с вертикальным управлением (APV-I)

±220 м/20 м

1-2·10

На заход 10 с

1-8·10

Любые 15 с

0,99-0,99999

GRAS

Неточный заход с вертикальным управлением (APV-II)

±16 м/8 м

1-2·10

На заход 10 с

1-8·10

Любые 15 с

0,99-0,99999

GBAS

Точный заход по категории I

±16 м/4 м

1-2·10

На заход 6 с

1-8·10

Любые 15 с

0,99-0,99999

5.2 Зона действия

5.2.1 Минимальный объем эксплуатационного (рабочего) обслуживания GBAS должен включать следующую область пространства:

а) в боковом направлении - зону, начинающуюся у порога ВПП (в опорной точке) с начальной шириной 135 м в каждую сторону от оси ВПП, расширяющуюся под углом ±35° относительно траектории конечного этапа захода на посадку до удаления 28 км и под углом ±10° до удаления 37 км;

б) в вертикальном направлении - пространство в пределах боковой зоны вверх до максимального значения в 7° или 1,75 ( - угол залегания глиссады) с началом в точке пересечения глиссады с горизонтальной плоскостью, проходящей через порог ВПП, и вниз до 0,45 выше горизонта или до такого минимального значения угла, вплоть до 0,30, который требуется для гарантированного входа в глиссаду, а также в пределах от 30 до 3000 м над порогом ВПП.

Примечание - Для точного захода на посадку по категории I радиопередача данных должна распространяться вниз до 3,7 м над поверхностью ВПП.

5.2.2 Зона действия GRAS определяется геометрическим расположением станций. Для обеспечения зоны действия на малых высотах могут использоваться ретрансляторы.

5.3 GBAS/GRAS должны обеспечивать работу по сигналам ГЛОНАСС и GPS.

5.4 GBAS/GRAS должны передавать дифференциальные данные с частотой не менее 2 Гц.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».